Устройство и ремонт автомагнитол PIONEER КЕ-1700/1730/2700/2730В статье рассматривается семейство простых автомагнитол PIONEER, подробно описывается работа функциональных узлов и блоков, приводятся характерные неисправности, порядок их обнаружения и устранения.
Общие сведения
Автомагнитолы PIONEER КЕ-1700/1730/2700/2730 представляют собой семейство младших моделей, отличающихся минимальным набором возможностей и невысокой ценой. Все они имеют почти одинаковые схемно-технические решения с незначительными отличиями друг от друга. Модели КЕ-1730/2730 отличаются от КЕ-1700/2700 только цветом подсветки и панели, а также наличием дополнительного диапазона LW. Модели КЕ-2700/2730 отличаются от КЕ-1700/1730 большей выходной мощностью и наличием регулировки баланса фронт-тыл.
Технические характеристики автомагнитол:
максимальная выходная мощность — 22 Вт х 4 (КЕ-1700/1730) и 35 Вт х 4 (КЕ-2700/2730);
номинальная выходная мощность— 14 Вт х 4 (КЕ-1700/1730) и 22 Вт х 4 (КЕ-2700/2730);
диапазон принимаемых частот — FM, MW (КЕ-1700/2700) и FM, MW, LW (КЕ-1730/2730);
память станций — 18 в диапазоне FM и 6 в АМ (КЕ-1700/1730), 12 в FM и 6 в АМ (КЕ-2700/2730);
автоматический поиск наилучшей программы (КЕ-2700/2730);
режимы местного и дистанционного приема;
кнопочное управление тюнером;
кассетная дека с механическим управлением и автореверсом;
тонкомпенсация при пониженной громкости;
механическая регулировка баланса между каналами;
механическая регулировка баланса между передними и задними колонками фронт-тыл;
подсветка кнопок и дисплея — зеленая (КЕ-1700/1730), оранжевая (КЕ-2700/2730);
соединение — кабель ISO.
По функциональному признаку в автомагнитолах можно выделить следующие основные узлы: FM и АМ тракты тюнера, кассетную деку, усилительный тракт, систему управления и индикации, систему электропитания. Структурная схема автомагнитол приведена на рис. 1.
FM тракт тюнера содержит входные цепи, усилитель радиочастоты (УРЧ), перестраиваемые полосовые фильтры (ПФ) радиочастоты, элементы преобразования и обработки FM сигнала в составе микросхемы IC1, гетеродин, полосовые фильтры промежуточной частоты 10,7 МГц и контур детектора.
АМ тракт содержит входные цепи, УРЧ, перестраиваемые полосовые фильтры радиочастоты, активные элементы в составе микросхемы IC1 (гетеродин, смеситель, УПЧ и детектор), контур гетеродина и полосовой фильтр промежуточной частоты 455 кГц.
Кассетная дека содержит лентопротяжный механизм (ЛПМ), двигатель, магнитную головку и тракт воспроизведения магнитной записи на основе микросхемы IC251. ЛПМ имеет полностью механическое управление режимами работы, в том числе и автореверсом. Переключение дорожек при реверсе происходит путем перекоммутации одной из двух пар обмоток четырехдорожечной магнитной головки.
Усилительный тракт содержит предусилитель (для КЕ-2700/2730), схемы регулировки тембра, баланса и уровня громкости, усилитель мощности, регуляторы фронт-тыл (для КЕ-2700/2730).
Система управления и индикации содержит микроконтроллер, ФНЧ сигнала настройки, жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) и светодиоды подсветки передней панели.
На рис. 2 приведена принципиальная схема автомагнитолы КЕ-2730. Схемы других моделей отличаются от нее незначительно и поэтому не приводятся. Схема модели КЕ-2700 отличается от КЕ-2730 отсутствием ключей диапазонов LW/MW (Q504, Q505, Q204 — Q207) и дополнительных контуров LW диапазона (Т207 — Т209). Схемы моделей КЕ-1700/1730 отличаются соответственно от КЕ-2700 и КЕ-2730 отсутствием в усилительном тракте предусилителя (Q451, Q452) и регуляторов фронт-тыл (VR453).
FM тракт тюнера
Принятый антенной радиосигнал FM диапазона сначала проходит через входные цепи. Элементы D1, C2, R1 служат для снижения чувствительности тракта в режиме приема местных станций (нажата кнопка LOC). Когда этот режим включен, микроконтроллер высоким уровнем сигнала на выв. 28 открывает транзистор Q522. Положительное напряжение с его эмиттера через резистор R18 поступает на анод диода D1, открывая его и шунтируя вход тракта элементами C2, R1. Снижение чувствительности тракта может происходить также автоматически — при приеме близко расположенных радиостанций с мощным сигналом. В этом случае сигнал высокого уровня приходит на анод диода D1 через резистор R2 с выв. 64 IC1.
Далее радиосигнал проходит через полосовой перестраиваемый фильтр D2L2 и подается на первый затвор полевого транзистора Q1 однокаскадного усилителя радиочастоты. Второй затвор транзистора используется для АРУ. Нагрузкой транзистора служит полосовой перестраиваемый фильтр с индуктивной связью L3 L4 C9 D3. Выделенный им радиосигнал с отвода катушки L4 через конденсатор C10 поступает на выв. 58 IC1 для преобразования частоты.
Гетеродин, необходимый для работы преобразователя, реализован на транзисторе Q2 и содержит перестраиваемый контур D4 C15 L5. Сигнал гетеродина через разделительный конденсатор C16 подается на выв. 3 IC1. Часть сигнала гетеродина с буферного каскада (выв. 4 IC1) поступает через конденсатор С14 на выв. 6 микроконтроллера IC951 для контроля частоты настройки. Контур гетеродина и контуры ПФ РЧ перестраиваются одновременно с помощью варикапных матриц D2, D3, D4. Управляющее напряжение настройки поступает с выхода ФНЧ (Q502 Q503) через резисторы R26, R4, R8, R9 на катоды варикапов.
Выходы смесителя (выв. 60, 61 IC1) нагружены контуром Т1, настроенным на частоту 10,7 МГц. Со вторичной обмотки контура Т1 часть сигнала ПЧ через конденсатор С24 поступает на вход схемы АРУ (выв. 63 IC1). Последняя формирует напряжение АРУ, поступающее с выв. 62 на второй затвор транзистора Q1, а также сигнал для снижения чувствительности тракта на выв. 64 при очень высоком уровне сигнала станции. Основная часть сигнала ПЧ проходит через полосовой керамический фильтр CF1 на вход УПЧ (выв. 1 IC1). Усиленный сигнал фильтруется ПФ CF51 и CF52, ограничивается и демодулируется квадратурным детектором микросхемы. К выв. 36, 37 IC1 подсоединяется внешний опорный контур T51 C60 R55, необходимый для работы детектора.
Низкочастотный комплексный стереосигнал (КСС) FM диапазона, как и НЧ сигнал АМ диапазона, образуется на выв. 32 IC1. Транзисторы Q152, Q153 предназначены для изменения постоянной времени цепей компенсации частотных предыскажений сигнала в диапазонах FM и АМ. Далее КСС через выв. 26 поступает на стереодекодер. Кварцевый резонатор Х151 стабилизирует работу внутреннего генератора опорной частоты. При обнаружении стереосигнала на выв. 6 IC1 образуется сигнал низкого уровня ST, поступающий на микроконтороллер. Выделенные сигналы правого и левого каналов с выв. 16, 17 IC1 проходят через цепи R467 D453 и R468 D454 в усилительный тракт.
АМ тракт тюнера
Принятый антенной радиосигнал АM диапазона сначала проходит через входные цепи. Аналогично FM тракту здесь имеются элементы D203, D204, C202, R202, C204, R203, служащие для снижения чувствительности тракта в режиме приема местных станций. В этом режиме положительное напряжение, приходящее с эмиттера транзистора Q522 через резистор R204 на анод диода D204, открывает диоды D204, D203, шунтируя вход тракта RС цепями. Автоматическое снижение чувствительности производится сигналом высокого уровня, приходящим на анод D204 через резистор R205 с выв. 57 IC1.
УРЧ тракта реализован на транзисторах Q201, Q202. Транзистор Q202 используется в качестве управляемого элемента системы АРУ. Необходимое управляющее напряжение приходит на его базу с выв. 56 IC1. Нагрузкой УРЧ является двухконтурный перестраиваемый полосовой фильтр с емкостной связью, позволяющий получить хорошие избирательные характеристики. В диапазоне LW работают все четыре катушки контуров. В диапазоне MW катушки Т208, Т209 шунтируются конденсаторами С210, С211 через открытые транзисторы Q203, Q204. Отфильтрованный радиосигнал снимается со вторичной обмотки катушки Т204 и через конденсатор С232 поступает на выв. 55 IC1 для преобразования частоты.
Микросхема IC1 содержит схему АРУ УРЧ, гетеродин и смеситель. Схема АРУ формирует управляющее напряжение на выв. 56, поступающее затем на базу транзистора Q202 каскада УРЧ, а также сигнал на выв. 57 для снижения чувствительности тракта при очень высоком уровне сигнала станции. К выв. 45 IC1 подсоединяется перестраиваемый контур гетеродина Т210 Т207 C212 C213. Транзисторы Q205, Q207 предназначены для изменения частотных характеристик гетеродинного контура в диапазонах LW и MW путем подсоединения дополнительных емкостей. Часть сигнала гетеродина с буферного каскада (выв. 47 IC1) поступает через конденсатор С229 на выв. 5 микроконтроллера IC951 для контроля частоты настройки. Контур гетеродина и двухконтурный ПФ РЧ перестраиваются одновременно с помощью варикапов матрицы D205. Управляющее напряжение настройки поступает с выхода ФНЧ Q502 Q503 через резисторы R210, R211 на катоды варикапов.
Выход смесителя (выв. 54 IC1) нагружен контуром Т205, настроенным на частоту 455 кГц. Со вторичной обмотки контура сигнал ПЧ проходит через пьезофильтр CF201 на выв. 52 IC1 (вход усилителя ПЧ). Нагрузкой усилителя является контур Т206, подсоединенный к выв. 49 IC1. Усиленный сигнал демодулируется в микросхеме и появляется на выв. 32 IC1. Дальнейшее прохождение сигнала аналогично сигналу FM диапазона.
Кассетная дека
При загрузке кассеты в ЛПМ замыкаются контакты переключателя S4 и напряжение питания +14 В подается на двигатель и стабилизатор, выполненный на транзисторе Q251. Стабилизированное напряжение +8,4 В через диод D251 подается на выв. 4 микросхемы усилителя воспроизведения IC251. По цепи R263 R355 R354 R353 напряжение подается на аноды диодов D451, D452, открывая их и разблокируя прохождение сигналов воспроизведения в усилительный тракт. Это напряжение также закрывает диоды D453, D454, блокируя прохождение звуковых сигналов от тюнера. Цепь R961 D965 R962 формирует сигнал включения деки TAPE, который через резистор R963 поступает на выв. 15 IC951. Микроконтроллер индицирует данный режим на ЖКИ.
При движении магнитной ленты звуковые сигналы, возбуждаемые в одной из пар обмоток магнитной головки, проходят через контакты переключателя S2 и разделительные конденсаторы С253, С254 на входы усилителя воспроизведения (выв. 1, 8 IC251). Цепи коррекции C251 R251, C252 R252 обеспечивают подъем верхних частот. Усиленные звуковые сигналы правого и левого каналов с выв. 3, 6 IC251 поступают по цепям R351 C352 D451 и R352 C351 D452 в усилительный тракт. К выв. 2, 3 и 6, 7 IC251 подсоединяются стандартные цепи компенсации частотных предыскажений.
Когда направление движения ленты изменяется, группы контактов переключателя S2 переключаются и на вход усилителя воспроизведения подаются сигналы с другой пары обмоток магнитной головки. Контактная группа S2-1 информирует микроконтроллер о направлении движения ленты. При движении ленты в прямом направлении на выв. 18 IC951 устанавливается высокий уровень сигнала, обеспечиваемый резистором R956. При движении в обратном направлении контакты S2-1 замыкают линию сигнала на корпус, устанавливая на ней низкий уровень. По этому сигналу микроконтроллер выводит информацию о направлении движения ленты на ЖКИ.
В режиме перемотки кассеты замыкается переключатель S1 и питающее напряжение подается по цепи R492 D457 D458 на базы транзисторов Q455, Q456, которые открываются и блокируют прохождение звука в усилительном тракте.
Усилительный тракт
Входными сигналами тракта являются звуковые сигналы от тюнера или от деки, приходящие через одну из пар развязывающих диодов D453, D454 и D451, D452. Через разделительные конденсаторы С461, С462 сигналы поступают на базы транзисторов Q451, Q452 однокаскадного предусилителя. Транзисторы включены по схеме с общим эмиттером и охвачены отрицательными обратными связями по току и по напряжению (элементы R465, R466 и R461, С469, R462, C470 соответственно), что позволяет обеспечить необходимое усиление и хорошую устойчивость каскадов.
Далее усиленные сигналы проходят через схемы регулировки тембра, баланса и уровня громкости, реализованные на пассивных элементах. Тонкомпенсация при пониженной громкости обеспечивается переменными резисторами VR453-2, VR453-3 с отдельными выводами, к которым подсоединены цепи коррекции С465 R471 C463 и С464 R472 C464. Параллельно регулятору баланса к сигнальным линиям подключены транзисторы Q455, Q456, блокирующие прохождение звуковых сигналов в следующих случаях: кратковременно при включении питания (цепь R482 D459), при перемотке кассеты (цепь R492 D457 D458), при перестройке тюнера и поиске радиостанций (диод D456).
С регуляторов уровня звуковые сигналы по цепям R551 C553 и R552 C554 поступают на выв. 8, 12 усилителя мощности IC551. В момент включения автомагнитолы для предотвращения щелчков в динамических головках прохождение звука через микросхему кратковременно блокируется замыканием выв. 7 IC551 через резистор R559 и открытый транзистор Q501 на корпус. С выходов усилителя мощности (выв. 1, 6 IC551) звуковые сигналы правого и левого каналов проходят через регуляторы фронт-тыл VR453-4, VR453-5 на передние и задние динамические головки.
Система управления и индикации
Основной элемент системы — микроконтроллер IC951, выполняющий следующие функции:
прием информации о нажатии кнопок передней панели;
вывод необходимой информации о режимах работы на ЖКИ;
управление перестройкой тюнера и поиском радиостанций;
блокировка прохождения звука во время поиска станции и при перестройке с одной станции на другую;
переключение диапазонов приема тюнера;
изменение чувствительности тюнера в режимах приема местных и удаленных станций;
запись и хранение в памяти информации о настройках на радиостанции;
настройка тюнера на предварительно запомненную радиостанцию.
Подсветка ЖКИ и кнопок передней панели производится лампами IL901 — IL903, которые питаются от шины +14 В. Вывод информации на ЖКИ происходит путем передачи микроконтроллером с выв. 31-57 IC951 необходимых импульсных сигналов на выводы индикатора. Сигналы, генерируемые на выв. 49-51 IC951, используются также для опроса кнопок передней панели. При нажатии одной из кнопок на один из выв. 59-62 IC951 проходят импульсы опроса. Микроконтроллер опознает нажатую кнопку и выполняет соответствующую кнопке функцию.
Выбор одного из трактов тюнера производится сигналом FM/AM (выв. 9 IC951). Высокий уровень сигнала открывает ключ Q913 Q912, подающий напряжение питания на элементы FM тракта. Он также открывает транзисторы Q153, Q152 цепи компенсации предыскажений, а через выв. 53 микросхемы IC1 переключает ее внутренние схемы.
Выбор одного из поддиапазонов АМ тракта производится сигналом LW/MW (выв. 10 IC951). Этот сигнал с помощью транзистора Q505 дискретно изменяет параметры сигнала настройки, а также с помощью транзисторов Q203-Q207 изменяет параметры двухконтурного фильтра радиочастоты и контура гетеродина.
Уменьшение чувствительности тюнера производится сигналом LOC (выв. 28 IC951). Этот сигнал открывает транзистор Q522, напряжение с эмиттера которого поступает во входные цепи FM и АМ трактов, снижая их чувствительность.
Перестройка тюнера производится сигналом Е02 (выв. 3 IC951). Сигнал проходит через ФНЧ Q502 Q503 и далее как сигнал определенного уровня поступает на варикапы полосовых перестраиваемых фильтров и контуров гетеродинов. Для контроля настройки сигналы гетеродинов AM VCO, FM VCO подаются на выв. 5, 6 микроконтроллера. Во время поиска станций микроконтроллер выдает с выв. 23 сигнал SEEK высокого уровня. Обнаружение станции контролируется по сигналам AM IF и SD, приходящим на выв. 16, 17 IC951. Уровень принимаемого радиосигнала определяется по сигналу SL, приходящему на выв. 63. На выв. 14, 15, 18 IC951 приходят сигналы стереоприема ST, включения деки TAPE и направления движения ленты F/R. По этим сигналам микроконтроллер выдает соответствующую информацию на ЖКИ.
Система электропитания
Часть узлов автомагнитолы питается непосредственно от бортовой сети, другая часть — от параметрических стабилизаторов. Входное напряжение + 14 В фильтруется элементами L901, C901 и используется для питания ламп подсветки IL901-IL903, усилителя мощности IC551 и мотора ЛПМ. Цепь стабилизации R951 D961 совместно с фильтрующей цепью L951 C956 питает напряжением +5 В микроконтроллер IC951. Стабилизатор на транзисторе Q911 вырабатывает напряжение +8,6 В для питания предусилителя и тюнера. Через ключ на транзисторе Q912 это напряжение подается на каскады FM тракта. Стабилизатор на транзисторе Q251 вырабатывает напряжение +8,4 В для питания усилителя воспроизведения.
Ремонт автомагнитол
Перед началом ремонта автомагнитолы необходимо полностью проверить все режимы работы и выявить внешние проявления неисправности:
включается ли подсветка, работает ли индикатор и правильно ли на нем высвечивается информация;
работает ли кассетная дека,
работает ли тюнер во всех диапазонах, а если не работает, то выполняется ли поиск радиостанций;
что слышно в динамических головках (эфирные шумы, слабый сигнал станции, тишина).
Если автомагнитола совсем не включается, то следует убедиться в исправности источника питания и надежности его подключения к входному разъему. Определив основные симптомы неисправности, необходимо приступить к поиску ее причины.
Ниже приведены некоторые характерные проявления неисправностей и порядок их поиска в каждом конкретном случае (проверяемые узлы и контрольные точки, необходимые напряжения и сигналы). Следует отметить, что здесь не указываются способы проверки тех или иных трактов, узлов и элементов, так как они зависят как от наличия необходимых приборов и оборудования, так и от квалификации специалиста.
Для диагностики неисправностей необходим осциллограф, являющийся наиболее универсальным средством проверки наличия сигналов, измерения их уровня и просмотра их формы. Для диагностики звуковых трактов может использоваться звуковой генератор или простейший пробник. Наиболее сложной с технической стороны является диагностика трактов тюнера: для этого необходим либо осциллограф с достаточно широкой полосой пропускания и высокой чувствительностью и генератор высокочастотных сигналов. Однако в большинстве случаев квалифицированный специалист может обойтись без сложных дорогостоящих приборов, умело используя имеющиеся средства.
Характерные неисправности и порядок их обнаружения
1. Автомагнитола не включается, нет подсветки передней панели
Проверяют наличие напряжения питания +14 В на конт. 7 разъема автомагнитолы, исправность дросселя L901 и переключателя питания, связанного с регулятором громкости.
2. Нет индикации, тюнер не работает, автомагнитола не реагирует на нажатие кнопок, дека работает
Проверяют наличие напряжения питания +5 В на выв. 4, 8 IC951. Если его нет, проверяют цепь питания R951 D961 D953 L951 C956. Проверяют наличие сигнала выбора микроконтроллера на выв. 7 IC951 (+5 В). Если его нет, проверяют элементы D967, Q951, Q952, D962. Транзисторы должны быть открыты. Проверяют исправность кварцевого резонатора Х951, наличие на выв. 24, 25 IC951 сигнала внутреннего тактового генератора. Если предыдущие проверки не дали результата, то микроконтроллер IC951 неисправен.
3. Автомагнитола включается, но не реагирует на нажатие одной или нескольких кнопок
Проверяют контактные площадки кнопок, возможно, они стерты или загрязнены. Проверяют наличие импульсов опроса на катодах диодов D958-D960 и их прохождение на один из выв. 59-61 IC951. Если импульсы проходят, то микроконтроллер IC951 неисправен.
4. Тюнер не работает ни в одном из диапазонов. Нет индикации перестройки по частоте
Проверяют наличие напряжения питания +9 В на выв. 40 IC1. Если его нет, то, вероятно, неисправна микросхема IC1.
5. Тюнер не работает ни в одном из диапазонов. Есть индикация перестройки по частоте и поиска станций
Проверяют наличие звукового сигнала на выходе детектора (выв. 32 IC1). Если его нет, то неисправна микросхема IC1. Проверяют прохождение звукового сигнала по цепи C164 Q152 R157 C162 C161 и на выв. 26 IC1. Если на выв. 16, 17 IC1 звукового сигнала нет, то неисправен стереодекодер микросхемы IC1.
6. Отсутствует перестройка тюнера на всех диапазонах, в динамических головках слышны эфирные шумы
Проверяют наличие сигнала настройки на выв. 3 IC951 и изменение его уровня в режиме перестройки. Ели этого нет, то микроконтроллер неисправен. В режиме перестройки измеряют напряжение на коллекторе транзистора Q503. Если напряжение не изменяется, то неисправен один из элементов ФНЧ сигнала настройки.
7. Нет приема в FM диапазоне
Проверяют наличие напряжения питания +8,6 В на выв. 59 IC1. Если его нет, то проверяют исправность транзисторов ключей питания Q912, Q913. Транзисторы должны быть открыты высоким уровнем сигнала, приходящего с выв. 9 IC951.
Проверяют прохождение FM сигнала от антенны до выхода детектора по следующим элементам тракта: C1, C3, L2, C7, Q1, L3, L4, C10, выв. 58 IC1 (сигнал РЧ), выв. 60 IC1, Т1, R13, CF1, выв. 1, 46 IC1, CF51, CF52, R59, выв. 44 IC1 (сигнал ПЧ 10,7 МГц), выв. 32 IC1 (сигнал НЧ). Определяют место неисправности и проверяют соответствующие элементы.
Если сигнал не проходит преобразование частоты, то проверяют работу гетеродина по наличию его сигнала на выв. 3 IC1.
Если не работает детектор, то проверяют опорный контур Т51 С60 R55, при необходимости подстраивают его.
Если FM сигнал проходит через весь тракт, но в режиме поиска тюнер не находит ни одной радиостанции или тестовый сигнал, то проверяют формирование сигналов SMETER, SD в режиме поиска на выв. 50, 27 IC1 и выв. 63, 17 IC951. Если сигналы не формируются, то микросхема IC1 неисправна, иначе неисправен микроконтороллер IC951.
8. Нет перестройки в FM диапазоне, в динамических головках слышны эфирные шумы или одна станция
В режиме перестройки убеждаются в изменении напряжения на катоде варикапной матрицы D4. Проверяют также наличие и изменение частоты гетеродина на выв. 3 IC1. Если проверки не дали результата, то неисправна микросхема IC1.
9. Нет стереоприема в FM диапазоне
Проверяют исправность кварца стереодекодера Х151 и при необходимости заменяют его. Настраиваются на мощную радиостанцию. С помощью подстроечного резистора VR151 пытаются добиться стереоприема. Если это не удается, то стереодекодер микросхемы IC1 неисправен.
10. Нет приема в одном из АM диапазонов
Включают необходимый АМ диапазон и измеряют напряжение на выв. 9 IC951 и выв. 53 IC1, оно должно быть нулевым. Проверяют наличие напряжения питания (+8,7 В) каскадов АМ тракта на выв. 49, 54 IC1 и на коллекторе Q202.
Проверяют прохождение АM сигнала от антенны до выхода детектора по следующим элементам тракта: C201, Т201, L201, Q201, Q202, Т203, C208, Т204, C232, выв. 55 IC1 (сигнал РЧ), выв. 54 IC1, Т205, CF201, выв. 52-49 IC1 (сигнал ПЧ 455 кГц), выв. 32 IC1 (сигнал НЧ). Определяют место неисправности и проверяют соответствующие элементы.
Если в сигнале не происходит преобразование частоты, то проверяют работу гетеродина по наличию его сигнала на выв. 45 IC1.
Если АM сигнал проходит через весь тракт, но в режиме поиска тюнер не находит ни одной радиостанции или тестовый сигнал, то проверяют формирование сигнала AM IF в режиме поиска на выв. 7 IC1 и выв. 16 IC951. Если сигнала нет, то микросхема IC1 неисправна, иначе неисправен микроконтороллер IC951.
11. Нет приема ни в одном из диапазонов LW, MW
При переключении диапазонов LW, MW проверяют изменение уровня сигнала на выв. 10 микроконтроллера IC951 и на базах транзисторов Q504, Q505, Q203-Q207, переключающих необходимые контуры. Проверяют исправность самих транзисторов.
12. Нет перестройки в АM диапазоне, в динамических головках слышны эфирные шумы
В режиме перестройки убеждаются в изменении напряжения на катодах варикапов матрицы D205. Проверяют также наличие и изменение частоты гетеродина на выв. 45 IC1. Если проверки не дали результата, то неисправна микросхема IC1.
13. Низкая чувствительность тюнера во всех диапазонах
Вероятно, тюнер постоянно находится в режиме местного приема. Отключают режим LOC. Проверяют транзистор Q522, он должен быть закрыт. На выв. 28 IC951 должно быть нулевое напряжение.
14. Не изменяется чувствительность тюнера в режиме местного приема
Вероятно, тюнер постоянно находится в режиме дистанционного приема. Включают режим LOC. Проверяют транзистор Q522, он должен быть открыт высоким уровнем сигнала, приходящим с выв. 28 IC951.
15. Нет звука во всех режимах. Тюнер и дека работают
Неисправность в усилительном тракте. Проверяют прохождение звуковых сигналов в усилительном тракте. Если сигнал не проходит на вход схемы регулировки баланса и громкости, то проверяют транзисторы Q455, Q456. Они должны быть закрыты.
Если звуковые сигналы не проходят через усилитель мощности, то проверяют наличие напряжения питания +14 В на выв. 3 IC551. Измеряют напряжение на выв. 7 IC551, оно должно быть +7,8 В. Если оно значительно ниже, то проверяют транзисторы Q457, Q501, последний должен быть закрыт. Если проверки не дали результата, то микросхема IC551 неисправна.
16. Звук во всех режимах слабый или искаженный
Неисправность в усилительном тракте. Проверяют прохождение звуковых сигналов в тракте, обращая внимание прежде всего на оксидные конденсаторы, возможно, один из них неисправен.
17. Не работает дека, не включается двигатель
При загрузке кассеты проверяют срабатывание переключателя S4 и прохождение через него напряжения питания на двигатель. Если напряжение на нем присутствует, то он неисправен.
18. Нет воспроизведения с кассеты, двигатель работает
Загружают кассету. Если тюнер не отключается, то проверяют стабилизатор, выполненный на транзисторе Q251: на его эмиттере должно быть напряжение +8,4 В. Проверяют прохождение этого напряжения по цепи R263 R355 R354 R353 на аноды диодов D451, D452. Напряжение должно открывать диоды D451, D452 и закрывать диоды D453, D454.
Проверяют прохождение звуковых сигналов в тракте воспроизведения от выводов магнитной головки до диодов D451, D452. Если сигналы не проходят через микросхему IC251, то проверяют наличие напряжения питания +7,7 В на выв. 4 IC251. Если оно есть, то микросхема неисправна.
19. Звук при воспроизведении с кассеты слабый или воспроизводится с искажениями
Визуально проверяют магнитную головку, при необходимости прочищают ее. Если головка чистая и не стерта, то проверяют разделительные конденсаторы С253, C254, C351, C352.
20. При воспроизведении кассеты в динамических головках слышен шум двигателя ЛПМ
Проверяют исправность стабилизатора на транзисторе Q251 и фильтрующего конденсатора C903.
21. При перемотке кассеты или в режиме поиска станции в динамических головках слышны посторонние звуки
Скорее всего не блокируется усилительный тракт. Проверяют исправность блокирующих транзисторов Q455, Q456, а также элементов D456, D458, C468 в базовых цепях.
22. Замедленное либо прерывистое воспроизведение
Вероятно, износился резиновый пассик привода. Заменяют его.
23. Детонация при воспроизведении кассеты
Вероятно, износился и деформировался ролик ведущего вала. Заменяют его.
24. Не загружается или не выгружается кассета, не работает режим перемотки, не работает автореверс
Такие неисправности являются следствием дефектов ЛПМ. Вынимают ЛПМ и внимательно осматривают его. Наиболее вероятными причинами неисправности могут быть деформации, износ или поломка механических частей ЛПМ. |