О проверках хозяйствующих субъектов общественными объединениями потребителейВ практике многих торговых организаций, разного рода сервисных центров и других хозяйствующих субъектов возникают вопросы о полномочиях общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей.
Согласно Закону РФ О защите прав потребителей» (далее Закон) общественные объединения потребителей, а также ассоциации и союзы этих общественных объединений (далее Общественные объединения потребителей), осуществляют общественную защиту прав потребителей и общественный контроль за соблюдением прав потребителей.
Объектом проверок Общественных объединений потребителей могут являться деятельность любых из перечисленных субъектов: продавцов товаров (розничных продавцов товаров), изготовителей товаров, импортеров товаров, уполномоченных изготовителем (продавцом) организаций или уполномоченных изготовителем (продавцом) индивидуальных предпринимателей, исполнителей услуг (работ). Определения понятий указанных субъектов содержатся в преамбуле Закона.
Сервисные центры, не подпадающие под данное в преамбуле Закона определение понятия уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель», не могут быть объектом каких бы то ни было проверок общественных объединений потребителей, равно как и деятельность и сотрудники таких сервисных центров.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ Об общественных объединениях» Общественные объединения потребителей могут создаваться в следующих организационно-правовых формах общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, а объединения самих Общественных объединений потребителей могут создаваться в форме ассоциации или союза (ст. 121 Гражданского кодекса РФ, далее ГК РФ).
Общественные объединения потребителей являются некоммерческими организациями и обычно имеют статус юридического лица. В учредительных документах Общественных объединений потребителей, являющихся юридическими лицами, должны быть определены соответствующие предмет и цели их деятельности (ст. 52 ГК РФ).
Права Общественных объединений потребителей (в том числе, их ассоциаций и союзов) в сфере общественной защиты прав потребителей и общественного контроля за соблюдением прав потребителей определены статьями 45 и 46 Закона.
Приведем статью 45 Закона.
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Целесообразно остановиться на полномочиях Общественных объединений потребителей, реализуемых ими наиболее часто.
Имеют место случаи, когда Общественные объединения потребителей, приходя на проверку, проверяют у хозяйствующего субъекта все, что возможно».
Однако, учитывая положения статьи 45 Закона, следует иметь в виду, что Общественные объединения потребителей вправе осуществлять общественные проверки на предмет соблюдения только законодательства о защите прав потребителей, в том числе прав отдельных потребителей.
Применительно к магазинам и другим торговым объектам, реализующих технически сложные товары (или в том числе технически сложные товары), в настоящее время документами действующего законодательства о защите прав потребителей являются:
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ О защите прав потребителей»;
постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
постановление Правительства РФ от 13.05.1997 № 575 Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»;
постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;
постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;
постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
Применительно к сервисным центрам документами действующего законодательства о защите прав потребителей в настоящее время являются:
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ О защите прав потребителей»;
постановление Правительства РФ от 13.05.1997 № 575 Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»;
постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации».
На практике Общественные объединения потребителей зачастую при проверках требуют от хозяйствующих субъектов предоставления информации и документов, которые не относятся и не могут относится к предмету проводимых ими проверок.
При любых проверках хозяйствующих субъектов (в том числе выездных) Общественные объединения потребителей не вправе требовать предоставления документов и информации, не относящихся к сфере их общественного контроля, в том числе следующие документы:
медицинские книжки на работников проверяемого хозяйствующего субъекта;
документы о прохождении работниками проверяемого хозяйствующего субъекта какого-либо обучения;
документы работников проверяемого хозяйствующего субъекта об образовании;
трудовые договоры с работниками или гражданско-правовые договоры с работниками (договоры подряда и т.п.);
документы, удостоверяющие личность сотрудников проверяемого хозяйствующего субъекта (паспорта, свидетельства о регистрации по месту пребывания и иные);
документы, удостоверяющие личность проверяемого индивидуального предпринимателя;
документы, подтверждающие правомерность занятия проверяемым хозяйствующим субъектом помещения (договор аренды, свидетельства о праве собственности и т.д.);
регистрационные документы проверяемого хозяйствующего субъекта (свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учет, устав, учредительный договор, протокол или решение о создании юридического лица);
документы, подтверждающие правомерность владения и распоряжения реализуемым товаром или запасными частями;
товарные накладные и счета-фактуры на товар или запасные части;
документы по рекламе (рекламные паспорта и свидетельства);
договоры об оказании коммунальных услуг, о вывозе мусора, об охране помещения;
документы по контрольно-кассовым машинам;
документацию по электроснабжению.
Общественные объединения потребителей не вправе требовать предоставления указанных выше документов и информации даже, несмотря на наличие в формулярах актов проверяющих от Общественных объединений потребителей соответствующих граф, разделов и пунктов (зачастую обязательное предоставление указанных выше документов предусмотрено формами актов проверок Общественными объединениями потребителей).
Подписание актов проверок Общественных объединений потребителей, равно как и дача объяснений по выявленным нарушениям законодательства, является правом, а не обязанностью сотрудников проверяемого или проверенного хозяйствующего субъекта.
Общественные объединения потребителей должны проводить общественные проверки по вопросам своей компетенции во время работы проверяемого хозяйствующего субъекта согласно режиму работы, указанному на его вывеске (ст. 9 Закона).
У работников Общественных объединений потребителей могут быть соответствующие служебные удостоверения, подтверждающие их правовой статус. При наличии удостоверений работники Общественных объединений потребителей вправе их предъявлять работникам проверяемой организации (индивидуального предпринимателя).
Возникают вопросы и о правомерности наложения Общественными объединениями потребителей на проверяемых лиц штрафов и других взысканий.
Поскольку Общественные объединения потребителей не являются органами государственной власти или органами местного самоуправления и не обладают их полномочиями, то они, соответственно, не имеют полномочий по наложению на проверяемые хозяйствующие субъекты и их сотрудников каких-либо штрафов или других взысканий, а также выдачу им каких-либо предписаний.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что согласно статье 46 Закона в случае предъявления Общественным объединением потребителей иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей и удовлетворения такого иска судом, суд принимает решение о возмещении Общественному объединению потребителей всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам.
Поэтому после проведения проверок и обнаружения нарушений, Общественные объединения потребителей могут предлагать возместить реально понесенные ими расходы, связанные с проведением ими проверки, в результате которой были установлены нарушения прав неопределенного круга потребителей.
Вопросы информирования общественности Общественными объединениями потребителей по вопросам защиты прав потребителей теперь прямо урегулированы статьей 45 Закона.
Так, Общественные объединения потребителей в данной области, в частности, вправе распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. При этом публикуемые Общественными объединениями потребителей результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) рекламой в любом случае не являются.
В связи с большим количеством вопросов, связанных с осуществлением общественными объединениями потребителей своей деятельности, Роспотребнадзор в свое время издал соответствующее письмо Ополномочиях общественных объединений потребителей». Приводим полностью текст данного письма.
Федеральная служба по надзору всфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Письмо от 29 июня 2005 г. N 0100/4938-05-32 о ополномочиях общественных объединений потребителей
В связи с большим количеством обращений о полномочиях общественных объединений потребителей по защите прав потребителей Роспотребнадзор разъясняет.
Статья 45 Закона Российской Федерации О защите прав потребителей» (далее Закон) определяет права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей.
Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Необходимо отметить, что отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона.
Подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с предпринимательским корпусом.
По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
проверку соблюдения санитарных правил и норм;
проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.
Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.
Территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо вырабатывать наиболее эффективные формы и направления взаимодействия с общественными объединениями потребителей по формированию и реализации национальной политики в области защиты прав потребителей, что среди прочего может находить свое практическое выражение в работе координационных советов по защите прав потребителей в субъектах Российской Федерации и в региональных программах по защите прав потребителей.
Территориальным управлениям Роспотребнадзора следует продолжить работу по обеспечению действенного взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), зарегистрированными в установленном порядке на территории соответствующего региона.
По итогам работы с общественными объединениями потребителей за III квартал 2005 года следует в срок до 01.10.2005 представить в Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе на электронном носителе информации).
Заместитель руководителя Л.П. ГУЛЬЧЕНКО |