| Обзор изменений, внесенных в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в 2011 году (часть 1)В 2011 году в Закон РФ О защите прав потребителей» (далее Закон) был внесен ряд изменений и дополнений, в целом способствовавших дальнейшему совершенствованию законодательства о защите прав потребителей и государственного надзора в этой сфере. Внесенные в 2011 г. в Закон изменения не являются столь кардинальными, как изменения, внесенные в него в 1996, 1999, 2004 или 2007 гг., но в то же время являются весьма объемными. После изменения Закона в 2007 г. (Федеральный закон от 25.10.2007 № 234-ФЗ), изменения 2011 г. являются наиболее значительными, принимая во внимание также, что в 2008 и 2009 гг. в Закон вносились очень небольшие изменения, а в 2010 г. в Закон вообще не вносилось каких-либо изменений.
В 2011 г. в Закон были внесены изменения статьей 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О национальной платежной системе», который был опубликован в Российской газете от 30.06.2011 № 139 (согласно ст. 23 данного Федерального закона предусмотренные им изменения в Закон вступили в силу с 29.09.2011), а также были внесены Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ в Закон были внесены очень незначительные изменения, а именно, в части 4 его ст. 37 в двух местах слова банковскому платежному агенту» были дополнены словом (субагенту)».
Основные же изменения в Закон в 2011 г. были внесены статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 №242-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ был официально опубликован в Российской газете от 25.07.2011 № 160, а также в Собрании законодательства РФ от 25.07.2011 (№30, часть 1, статья 4590), и в соответствии с содержащейся в нем статьей 71 предусмотренные им изменения в Закон вступили в силу с 01.08.2011.
Изменения, внесенные в Закон Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ (далее также Изменения), в значительной части носят корректировочный характер, а также направлены на некоторое изменение, преимущественно в сторону расширения функций, полномочий и прав Федеральной службы по надзору сферы защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также на некоторое изменение прав в сфере защиты прав потребителей, преимущественно в сторону ограничения, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
Рассмотрим Изменения, внесенные в Закон Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ.
Третий абзац п. 2 ст. 1 Закона, включенный в него в свое время в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», согласно Изменениям с 01.08.2011 признан утратившим силу.
Во втором абзаце п. 5 ст. 7 Закона слова по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей» Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ исключены.
Согласно изменениям в новой редакции изложен п.3 ст. 17 Закона. По сути, с учетом положений Гражданского процессуального кодекса РФ, указанный пункт Закона теперь стал говорить об освобождении от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах только потребителей. Тем не менее, это не значит, что Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные подразделения, а также органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации и союзы) должны теперь платить государственную пошлину при предъявлении исков в интересах конкретного потребителя, а равно группы потребителей или неопределенного круга потребителей.
В части второй Налогового кодекса РФ как была, так и осталась норма (п. 13 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), согласно которой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), полностью освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями по искам, предъявляемым ими в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.
Глава II Закона (Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям») с 01.08.2011 дополнена новой статьей 26.2, вновь определившей, что Правила продажи отдельных видов товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Также и глава III Закона (Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)») дополнена статьей 39.1, вновь указывающей, что Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Стоит отметить, что аналогичные нормы уже содержались в Законе (ранее в ст. 26 и в ст. 38 соответственно), но Федеральным законом от 25.10.2007 № 234-ФЗ они по каким-то причинам были признаны утратившими силу.
Указанные поправки в Закон носят скорее технический характер, и не несут особого значения, поскольку в период отсутствия данных положений в Законе Правительство Российской Федерации могло устанавливать Правила продажи отдельных видов товаров и Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям, или вносить в них изменения на основании абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона.
Основные поправки, внесенные в Закон Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ, касаются ст. 40 Закона и затрагивают в основном полномочия Роспотребнадзора и его территориальных органов.
Статья 40 Закона в соответствии с Изменениями изложена вся в новой редакции. Рассмотрим указанную новую редакцию этой статьи:
Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
1. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах), формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг);
6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
7) ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1-6 настоящего пункта, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Продолжение в следующем номере | |