Обзор изменений, внесенных в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в 2011 году (часть 2)Начало в журнале Ремонт&Сервис» №3, 2012
3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
4. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;
3) проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;
4) выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
6) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
7) обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
5. Орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
7. Государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».
Многие положения новой редакции ст. 40 Закона не вносят каких-либо существенных изменений в правовое регулирование соответствующих отношений и вопросов, и носят скорее технический или упорядочивающий характер, а также устраняют некоторую неопределенность. Ряд нововведений новой редакции ст. 40 Закона просто приводят ее в согласованный с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вид.
Но ряд положений новой редакции этой статьи либо просто изменяют, либо существенно изменяют правовое регулирование по затронутым вопросам.
Так, теперь федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя помимо прочего и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных в том числе и международными договорами Российской Федерации, чего ранее не было. Данное обстоятельство особенно важно в условиях активного интегрирования России в мировую экономику и объективного расширения сферы правоприменения норм международного права применительно к отношениям с участием потребителей. Кроме того, это позволяет Роспотребнадзору как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области защиты прав потребителей (его территориальным органам) в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей обеспечивать проверку соблюдения на территории Российской Федерации соответствующих решений, принимаемых, в частности, в рамках Евразийского экономического сообщества Межгосударственным Советом ЕврАзЭС и Комиссией Таможенного союза.
Теперь в Законе (подп. 2 п. 2 ст. 40 Закона) однозначно прописано, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя также организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Т.е. теперь в круг полномочий Роспотребнадзора также входит и осуществление надзора за безопасностью товаров и их соответствием обязательным требованиям технических регламентов, стандартов и т.д. Из п. 7 ст. 40 Закона также следует, что государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными как в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В связи с этим, необходимо отметить, что теперь Роспотребнадзор (его территориальные подразделения) по факту одновременно является и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ О техническом регулировании».
Для осуществления данного направления деятельности должностным лицам органа государственного надзора согласно Изменениям помимо прочих предоставлено и специальное право по проведению отбора проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний (подп. 3 п. 4 ст. 40 Закона).
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 40 Закона теперь Роспотребнадзор должен осуществлять также и ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1-6 п. 2 ст. 40 Закона, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Ранее эта функция уже осуществлялась другим федеральным органом исполнительной власти Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), ликвидированным согласно Указу Президента РФ В.В.Путина от 09.03.2004 № 314 в первой половине 2004 года в ходе так называемой административной реформы. Примечательно, что МАП России в свое время осуществлял данную функцию в соответствии с подзаконным нормативным правовым актом постановлением Правительства РФ от 04.04.1994 № 287 О порядке разработки и распространения ежегодного государственного доклада по вопросам защиты прав потребителей». В Законе такая функция федерального антимонопольного органа прописана не была. До 2004 года федеральным антимонопольным органом были подготовлены и изданы ежегодные государственные доклады о защите прав потребителей в Российской Федерации с 1994 по 2002 годы.
Теперь Законом (п. 6 ст. 40) органу государственного надзора в области защиты прав потребителей также предоставлено и право на дачу разъяснений по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Ранее это полномочие, после ликвидации в 2004 году МАП России и вступления в силу Федерального закона от 21.12.2004 № 171-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей», должен был осуществлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, коим является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). С этой поправкой из Закона фактически исключено и единственное упоминание федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей.
Окончание в следующем номере |