| Обзор изменений, внесенных в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в 2011 году (часть 3)Начало в журналах Ремонт&Сервис» №3, 4, 2012
Поскольку Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей входят в установленную сферу деятельности Роспотребнадзора, это означает, что с 1 августа 2011 года такого рода разъяснения вправе давать только Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Необходимо особо подчеркнуть, что дача указанных разъяснений по Закону в настоящее время является правом, а не обязанностью Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, как в форме писем в адрес заявителей или хозяйствующих субъектов, на которых поступила жалоба потребителя, так и в форме разъяснений, утвержденных приказом Роспотребнадзора, зарегистрированного Министерством юстиции РФ, как это в свое время делал федеральный антимонопольный орган, издав приказ Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 15.08.1994 № 90 О разъяснениях ГКАП России О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. О защите прав потребителей» и приказ МАП России от 20.05.1998 № 160 О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ О защите прав потребителей», а также направляя письма в адрес заявителей и хозяйствующих субъектов, на которых поступали жалобы потребителей. Тем не менее, Роспотребнадзор, равно как и иной федеральный орган исполнительной власти, не вправе вносить изменения в действующий приказ МАП России от 20.05.1998 № 160 и утвержденные им разъяснения О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», даже в целях приведения разъяснений в соответствие с действующим законодательством о защите прав потребителей.
В подп. 7 п. 4 новой редакции ст. 40 Закона фактически даны определения понятиям неоднократное нарушение прав потребителей» и грубое нарушение прав потребителей», при наличии которых должностные лица органа государственного надзора имеют право обращаться в суд с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя). Так, под неоднократным нарушением прав потребителей» Закон стал понимать нарушение прав потребителей два и более раза исключительно в течение календарного года, а под грубым нарушением прав потребителей» нарушение прав потребителей, повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей.
Очевидно, что конкретизация в ст. 40 Закона понятий неоднократное нарушение прав потребителей» и грубое нарушение прав потребителей» и устранение ранее имевшейся на этот счет правовой неопределенности, может с одной стороны послужить более активному применению соответствующего правомочия со стороны Роспотребнадзора и его территориальных подразделений, а с другой должно способствовать защите интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении Роспотребнадзором данного полномочия, при том, что такая мера, как принудительная ликвидация юридического лица либо принудительное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по своей сути носит все же исключительный характер.
Другие изменения ст. 40 Закона очевидно фактически не несут практических изменений в правовом регулировании соответствующих отношений.
Согласно Изменениям изложена в новой редакции и ст. 41 Закона. Теперь на основании этой статьи у хозяйствующих субъектов сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления полномочий, вправе запрашивать только орган государственного надзора в области защиты прав потребителей (которым является только Роспотребнадзор) и его должностные лица. Однако запрашивать он ее теперь вправе не только для осуществления полномочий, установленных Законом РФ О защите прав потребителей», но и полномочий, установленных другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, установленных и иным законодательством Российской Федерации.
Абзац четвертый п. 2 ст. 45 Закона согласно Изменениям в новой редакции теперь наделяет общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления их уставных задач правом осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При этом теперь в Законе прописано, что при осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.
Можно сказать, что новой редакцией абзаца четвертого п. 2 ст. 45 Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) несколько ограничены в своих правах. Закон теперь не предусматривает право составлениями ими актов о выявленных нарушениях прав потребителей, но и не запрещает общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) составлять такие акты. Однако Законом предусмотрен запрет на требование общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) от хозяйствующих субъектов представления документов (выполнения действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.
Т.е. общественные объединения потребителей при затребовании от хозяйствующих субъектов информации, документов и требования совершения действий теперь фактически рассматриваются как потребитель, и даже менее того, поскольку потребитель вправе требовать от хозяйствующих субъектов представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя установлена не только законом, но и подзаконными актами, в частности различными правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ. Поэтому общественным объединениям потребителей теперь в ряде случаев даже удобнее осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей не раскрывая себя, под видом обычных потребителей.
Также рассматриваемым вторым предложением абзаца 4 п. 2 ст. 45 Закона общественные объединения потребителей теперь фактически ограничены в проверках изготовителей и импортеров товаров, а также уполномоченных изготовителем (продавцом) организаций и уполномоченных изготовителем (продавцом) индивидуальных предпринимателей, поскольку до приобретения товара или работы (иной услуги) потребитель в любом случае не вступает с ними в непосредственные правоотношения.
Также п. 2 ст. 45 Закона дополнен новым абзацем, указывающим, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных задач вправе участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 1 ст. 46 Закона (видимо в Изменениях допущена опечатка, и имеется в виду не часть первая, а абзац первый ст. 46) согласно Изменениям теперь выглядит следующим образом:
Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.»
Таким образом, в настоящее время Роспотребнадзор (его территориальные подразделения), органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) уже не вправе предъявлять в суды иски о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Иски в защиту неопределенного круга потребителей о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) они вправе предъявлять, только если противоправные действия соответствующего хозяйствующего субъекта еще продолжаются.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в связи с принятием и вступлением в силу рассмотренных Изменений, 02.08.2011 выпустила письмо № 01/9766-1-23 О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 О защите прав потребителей» в котором освещаются и ряд затронутых в данном обзоре вопросов.
Сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти даны в соответствии с совместным распоряжением Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 16.07.2008 № 943/788. | |