Электронные системы управления работой основных узлов автомобилей Opel Astra JС середины 2010 года на заводе GM под Санкт-Петербургом началась сборка автомобиля Opel Astra J, оснащенного несколькими бензиновыми двигателями рабочим объемом 1,4 и 1,6 л семейства ECOTEC (ECOnomy, ECOlogy and TEChnogy). Автомобиль комплектуется пятиступенчатой механической или шестиступенчатой автоматической коробками передач и выпускается в нескольких опциях. В этой статье рассматриваются устройство и принцип работы электронных систем управления основных узлов такого автомобиля, а также приводятся примеры типовых неисправностей.
Система управления двигателем, особенности конструкции
Двигатели ECOTEC оборудованы электронной системой управления двигателем (ЭСУД) с распределенным впрыском топлива, а также оснащены системой электронного управления рециркуляции выхлопных газов (EGR), часть которых подается обратно во впускной коллектор через систему рециркуляции и подвергается повторному дожиганию в цилиндрах.
Данное техническое решение снижает потребление топлива и выброс вредных веществ с выхлопными газами, что позволяет удовлетворить требованиям экологических норм Euro 4.
Элементы ЭСУД, находящиеся в подкапотном пространстве, представлены на рис. 1.
Управление работой системы обеспечивается электронным блоком управления (ЭБУ), который закреплен на кронштейне в левой части моторного отсека, установленном на перегородке отсека аккумуляторной батареи (1).
Рис. 1. Элементы ЭСУД, находящиеся в подкапотном пространстве, где: 1 ЭБУ, 2 датчик температуры и массового расхода воздуха, 3 управляющий датчик кислорода, 4 модуль зажигания
ЭБУ производит постоянный контроль работы двигателя, рассчитывает подачу топлива, управляет включением системы вентиляции охлаждения двигателя и компрессором кондиционера, выполняет функции самодиагностики с оповещением водителя о нештатной ситуации в работе всей ЭСУД.
При выходе из строя или сбое в работе датчиков, исполнительных механизмов, ЭБУ переводит работу двигателя в аварийный режим, при этом выполняется идентификация неисправности с последующим запоминанием и индикацией кода ошибки.
Для проведения диагностических работ по выявлению, считыванию и стиранию кодов ошибок к автомобилю подключают внешнее специализированное электронное устройство, оно подключается к диагностическому разъему для информационной связи с контроллером ЭБУ по двунаправленной линии. Разъем расположен в салоне автомобиля под приборной панелью со стороны водителя (см. рис. 2).
Рис. 2. Место расположения диагностического разъема
Для питания датчиков, электронных систем ЭБУ формирует стабилизированные напряжения +5 и +12 В. Конструктивно ЭБУ собран на печатной плате с применением SMD-технологии и смонтирован в герметичном металлическом корпусе.
ЭБУ в своем составе имеет три типа ИМС памяти: перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и электрически стираемое постоянное запоминающее устройство (ЭСППЗУ).
В ППЗУ хранится программа управления впрыском, зажиганием и т.д. Данная память является энергонезависимой, т.е. при отключении питания содержимое сохраняется.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции |