| Диагностика электронных блоков управления двигателями современных автомобилей с помощью Android-устройствВ статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием смартфонов и планшетов, работающих под управлением операционной системы Android, для диагностики электронных блоков управления двигателями современных автомобилей, поддерживающих протокол OBD 2.
Первые разработки в области встроенных средств диагностики систем управления автомобильными двигателями относятся к концу 60-х годов прошлого века. Относительно массовыми подобные системы стали в 80-е годы, когда автопроизводители начали переход на системы подачи топлива с электронным управлением. В частности, в 1980 году компания General Motors реализовала собственный интерфейс и протокол для тестирования модуля управления двигателем Assembly Line Diagnostic Link (ALCL). Информация о неисправности (диагностический код неисправности, DTC) могла быть считана с помощью специального сервисного сканера, а владелец автомобиля извещался о неисправности определенным количеством миганий индикатора Check Engine» или специального светодиода, подключаемого к диагностическому разъему. В процессе дальнейшего совершенствования систем встроенной диагностики были стандартизированы набор команд и тип интерфейсного разъема, а саму систему стали называть OBD (On Board Diagnostics). Однако интерфейс и протоколы OBD первого поколения не были стандартизированы, что помешало созданию универсальных средств диагностики автомобилей разных производителей.
В 1994 году была разработана вторая версия системы встроенной диагностики OBD 2 (также обозначается OBD-II), которая была достаточно тщательно стандартизирована. Стандарт OBD 2 определял тип диагностического разъема, расположение и назначение контактов, уровень сигналов, набор сигнальных протоколов и формат обмена сообщениями. С 1996 года использование OBD 2 стало обязательно для автомобилей, выпускаемых и продающихся на территории США. Для европейского автомобильного рынка поддержка OBD 2 (EOBD) становится обязательной для бензиновых двигателей с 2001 года, а для дизельных с 2003 года. Таким образом, появилась возможность использования универсальных сканеров для диагностики автомобилей разных производителей.
Изначально подобные системы представляли собой специализированные автономные тестеры, умеющие считывать данные по протоколу OBD 2. Причем, несмотря на стандартизацию протокола, часть функций того или иного тестера была специфична для автомобилей определенного производителя. Для работы с электронным блоком управления двигателем (ЭБУ, ECU) используются определенные стандартами ISO 9141 и ISO 14230 шина K-Line/L-Line (7-й и 15-й контакты диагностической колодки разъема OBD 2), шина SAE J1850 (2-й и 10-й контакты диагностической колодки разъема OBD 2) либо CAN-шина ISO 15765 (6-й и 14-й контакты диагностической колодки разъема OBD 2).
Другим направлением развития систем автомобильной диагностики была разработка технических средств, позволяющих связать автомобиль, компьютер и соответствующее программное обеспечение. Этот способ достаточно универсален и открывает широкие возможности по диагностике ЭБУ с возможностью подбора наиболее подходящего программного обеспечения для работы с автомобилями разных марок.
Кроме того, протокол OBD 2 и соответствующий диагностический разъем (см. назначение контактов в таблице) активно используются для подключения устанавливаемых на автомобиле бортовых компьютеров. В отличие от диагностических сканеров эти устройства в режиме реального времени контролируют параметры работы двигателя (сигналы с датчиков) и оповещают водителя о возникающих ошибках. Набор возможностей бортовых компьютеров зависит от производителя. Как правило, штатные бортовые компьютеры от производителя автомобиля отображают минимальный набор данных о работе двигателя, тогда как подобные устройства от сторонних производителей отображают достаточно много разнообразных параметров, могут считывать диагностические коды ошибок ЭБУ, а также выполнять сброс накопленных ошибок.
Таблица 1. Назначение контактов OBD-разъема
Контакт(№ вывода) |
Описание |
|
1 |
OEM |
2 |
Bus+ Line (SAE-J1850 PWM and SAE-1850 VPW) |
3 |
OEM* |
4 |
Общий (кузов автомобиля) |
5 |
Общий (сигнальный) |
6 |
CAN high (ISO 15765-4 and SAE-J2284) |
7 |
K-Line (ISO 9141-2 and ISO 14230-4) |
8 |
OEM |
9 |
OEM |
10 |
Bus- Line (SAE-J1850 PWM and SAE-1850 VPW) |
11 |
OEM |
12 |
OEM |
13 |
OEM |
14 |
CAN low (ISO 15765-4 and SAE-J2284) |
15 |
L-Line (ISO 9141-2 and ISO 14230-4) |
16 |
Напряжение АКБ |
* Использование OEM-контактов определяется производителем автомобиля. В частности они могут использоваться для подключения дополнительных ЭБУ (системы ABS, подушек безопасности и т.д.) |
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции | |