Электронная система управления двигателем 21129 автомобилей LADA VESTAВ статье рассмотрены особенности электронной системы управления двигателем (ЭСУД) 21129 с электронным блоком управления (ЭБУ) М86, применяемой на автомобилях LADA VESTA с нормами токсичности ЕВРО-5. Также статья может быть полезна для получения общей информации о современных электронных системах управления бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.
Автомобиль Lada Vesta В-класса создан на новой платформе AвтоВАЗа. В настоящий момент автомобиль предлагается с 16-клапанным двигателем 21129 рабочим объемом 1596 куб. см и мощностью 106 л.с. при 5800 об/мин. Относительно предыдущего двигателя 21127 (устанавливается на LADA KALINA 2, GRANTA, PRIORA) модифицированный силовой агрегат получил ряд усовершенствований, позволивших улучшить показатели эластичности работы мотора и топливной экономичности.
Датчики синхронизации
ЭСУД 21129 включает в себя электронный блок управления (ЭБУ), датчики и исполнительные устройства. Для синхронизации работы двигателя 21129 используются датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) и датчик фаз распределительного вала (ДФРВ). ДПКВ определяет положение и скорость вращения коленчатого вала. На основе формируемого датчиком сигнала ЭБУ синхронизирует подачу топлива и зажигания. ДФРВ используется для определения положения распределительного вала (верхняя мертвая точка (ВМТ) на такте сжатия 1-го цилиндра). Сигналы датчиков синхронизации используются для управления электробензонасосом, топливными форсунками и системой зажигания.
Рис. 1. Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения коленчатого вала установлен на крышке масляного насоса. Расстояние до вершины зубцов задающего диска равно 0,9±0,5 мм. В двигателе 21129 задающий диск объединен со шкивом привода генератора. При вращении коленчатого вала меняется магнитный поток в магнитопроводе датчика, что вызывает изменение количества и частоты выходных импульсов датчика. Количество зубьев задающего диска 58, шаг 6°, количество пропущенных зубьев для синхронизации 2. При совмещении вершины первого зуба (после пропущенных) с осью датчика положения дроссельной заслонки коленчатый вал находится в положении 114° (19 зубьев) до ВМТ 1-го цилиндра. При неисправности ДПКВ работа двигателя невозможна, при этом в память ЭБУ вносится соответствующий код ошибки и включается сигнализатор.
Рис. 2. Датчик фаз распределительного вала двигателя
Датчик фаз распределительного вала двигателя 21129 размещен на головке блока цилиндров возле шкива впускного распределительного вала, на котором расположен задающий диск. Принцип действия ДФРВ основан на эффекте Холла: в момент, когда прорезь задающего диска находится напротив ДФРВ, он формирует импульс низкого уровня, воспринимаемого ЭБУ как лог. 0» (значение близко к 0 В). Момент прохождения прорезью задающего диска ДФРВ соответствует ВМТ 1-го цилиндра в такте сжатия. При возникновении ошибок в цепи ДФРВ в память ЭБУ вносится соответствующий код ошибки и включается сигнализатор.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции |