Эволюция систем управления электробритвами или особенности их схемотехники (часть 1)Споры о том, чем все же лучше бриться классическим безопасным бритвенным станком или электрической "машинкой" не утихают в "мужском мире" с тех самых пор, когда в 1931 году в США начались продажи первых электробритв. Электробритвы электромеханические устройства, однако в статье не рассматривается их механическая часть, а сделана попытка описать эволюцию систем управления электронной начинки», позволяющей увеличить срок службы изделий и обеспечить пользовательский комфорт. Некоторые модели электробритв, упомянутых в этой статье, никогда не присутствовали на российском рынке, но приведены в статье только для того, чтобы ознакомить читателя с особенностями схемотехники электронной части.
Системы управления электробритвами обеспечивают эффективную зарядку встроенных аккумуляторных батарей (АКБ), оптимальное управление мотором и индикацию режимов работы.
Начнем обзор схемотехнических решений с простейшей модели "Philips HQ 300/А" ("Marco Polo"), которая вообще не имеет системы управления (СУ), а только три аккумулятора А (3Ч1,5 В), мотор М и выключатель SK1 (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная электрическая схема электробритвы "Philips HQ 300/А"
В электробритве "Philips HQ 4608" (Eclipse») (рис. 2) уже появляются намеки на СУ: здесь имеются встроенные трансформатор Т и выпрямительный диод D1, через который производится зарядка никель-кадмиевого (Ni-Cd) аккумулятора А. Напряжение питания мотора здесь 1,2 В, емкость аккумулятора около 1200 мАч, а ток его зарядки около 120 мА.
Рис. 2. Принципиальная электрическая схема электробритвы Philips HQ 4608»
Зеленый светодиод D2 светится только тогда, когда электробритва подключена к питающей сети. Когда она подключена с неправильной установкой сетевого напряжения (переключатель SK1), плавкий предохранитель ТСО 102С перегорает.
Рис. 3. Принципиальная электрическая схема электробритвы Braun Universal»
На рис. 3 приведена принципиальная схема электробритвы Braun Universal», которая выполнена на дискретных элементах.
Схема включает в себя следующие узлы и элементы:
мостовой диодный выпрямитель питающей сети D1-D4 и фильтующий конденсатор С1;
мотор М;
переключатель заряд/работа К1;
АКБ BATTERY1;
преобразователь напряжения на транзисторах Q1 и Q2 и трансформаторе Т2;
индикаторный светодиод зарядки LED1.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции |