Устройство для экспресс-контроля качества бензинаПроблема многочисленных злоупотреблений в области сбыта и переработки бензина, затрагивающая интересы многочисленной армии пользователей автотранспорта, остро ставит проблему контроля качества горючего как на государственном уровне, так и на уровне частных автовладельцев для возможности оперативной оценки качества бензина.
Для определения октанового числа бензина используются два официальных метода: исследовательский и моторный. При определении октанового числа данными методами топливо испытывают на специальных одноцилиндровых моторных установках УИТ-65, УИТ-85 (ГОСТ 8226-82, ГОСТ 511-82), УИТ-85М и CFR (ГОСТ 32339-2013 и ГОСТ 32340-2013) с возможностью изменения степени сжатия, сравнивая эталонное топливо с предоставленными на исследование образцами. В качестве эталонного топлива используется смесь двух углеводородов, одним из которых является изооктан (октановое число 100 единиц), а вторым нормальный гептан (октановое число 0 единиц). При смешении данных веществ в определенном процентном соотношении получается топливо с конкретным октановым числом.
Естественно, что эти методы позволяют производить измерение октанового числа только в стационарных условиях квалифицированными специалистами. Для проведения экспресс-анализа горючего используются специальные приборы октанометры, принцип работы которых основан на измерении диэлектрической проницаемости топлива и последующего определения его октанового числа по предварительно построенной калибровочной таблице. В качестве стандартов принимаются типы топлива конкретного производителя, октановые числа которых предварительно определяются на моторной установке.
Примером такого прибора может служить октанометр ПЭ-7300», предназначенный для определения октанового числа исследовательским и моторным методами автомобильных бензинов в процессе оперативного контроля в полевых и лабораторных условиях с помощью персонального компьютера [1]. Область применения таких приборов:
испытательные лаборатории нефтепродуктов нефтеперерабатывающих предприятий и нефтяных баз для контроля стабильности технологических процессов;
оперативный контроль специальными органами качества нефтепродуктов в целях определения соответствия требованиям национальных (государственных) стандартов Российской Федерации;
научные исследования.
К такому же классу профессиональных приборов можно отнести октанометры семейства SHATOX (SX-100M, SX-300).
Для экспресс-контроля качества бензина рядовыми автомобилистами серийно производится отечественный прибор Октис 2» [3], также основанный на принципе сравнения измеренной диэлектрической проницаемости контролируемого бензина с его эталонным значением, занесенным в калибровочную таблицу. Для основных типов горючего калибровочная таблица формируется изготовителем прибора в лабораторных условиях и заносится в память прибора.
Топливо различных производителей, как правило, имеет отклонение от типовой калибровочной зависимости диэлектрическая проницаемость октановое число», построенной на основе измерений чистого изооктана и нгептана. Следовательно, в различных регионах необходимо создавать свои калибровочные характеристики, что для профессиональных служб не является большой проблемой. Для обычного пользователя точная калибровка октанового числа бензина различных производителей невозможна. Разработчиками Октис 2» предусмотрена возможность ручной перестройки таблицы пользователем для нового топлива, естественно такая перестройка уже не соответствует стандартной калибровочной таблице, данные которой подтверждены моторным или исследовательским методами.
Следует также учесть, что диэлектрическая проницаемость бензина зависит от его температуры, что не учитывается в подавляющем большинстве представленных на рынке приборов. Исключением являются некоторые профессиональных октанометры, в которых реализована температурная поправка по показаниям встроенного цифрового термометра. Большинство же других серийных октанометров такую поправку не учитывают, что при разбросе температур российского климата может дать весьма осязаемую погрешность.
Обычно большинство автомобилистов пользуется одной маркой топлива, отдавая предпочтение одному производителю и, чаще всего одной заправочной станции, т.е. эталон для себя выбирает сам пользователь. Массовому автолюбителю важно знать не абсолютное значение октанового числа бензина на заправке, а соответствие его качества проверенному образцу, который он считает эталоном.
Такой подход позволяет перейти от метода абсолютной оценки октанового числа бензина по калибровочным таблицам к методу относительной оценки качества бензина путем сравнения диэлектрической проницаемости реального физического образца топлива, выбранного пользователем, с этим же показателем эталона [4].
Сравнение качества двух образцов горючего, находящихся в одинаковых условиях, позволяет автоматически учесть не только температурное изменение диэлектрической проницаемости, но и других факторов внешней среды, прежде всего температуры, а также наличие воды и присадок, влияющих как на диэлектрическую проницаемость, так и на проводимость бензина.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции |