| Особенности и диагностика системы управления двигателей Cummins ISF2.8 (часть 1)Статья посвящена особенностям конструкции, системе управления и диагностике дизельных двигателей ISF 2.8 (CM2220/CM2220 EC/CM2220 AN/CM2220 IAN) фирмы Cummins, применяемых на автомобилях семейства ГАЗель и Соболь. Приведенная в статье информация может быть полезна при диагностике других автомобилей, оснащенных двигателями данной модели.
Cummins ISF 2.8 представляет собой рядный четырехцилиндровый дизельный двигатель с турбокомпрессором. Рабочий объем двигателя равен 2,781 литра, мощность 120 л.с. С точки зрения основных эксплуатационных параметров (кроме типа топлива и нормативных значений расхода) автомобили ГАЗель и Соболь с дизельными двигателями фирмы Cummins аналогичны своим бензиновым вариантам. Естественно, дизельные модификации автомобилей оснащены коробками передач и редукторами мостов с передаточными числами, соответствующими параметрам мотора. Также относительно бензиновых версий модифицированы система охлаждения и электрооборудование автомобилей.
На легких коммерческих автомобилях ГАЗ могут устанавливаться две модификации двигателя Cummins ISF 2.8: до конца 2012 года применялся двигатель с индексом s3129T, соответствующий нормам ЕВРО-3, а с начала 2013 года s4129T, соответствующий экологическим нормам ЕВРО-4. Основные технические характеристики двигателя Cummins ISF2.8 приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные технические характеристики двигателя Cummins ISF2.8
Характеристика |
Значение |
Диаметр цилиндра, мм |
94 |
Ход поршня, мм |
100 |
Рабочий объем, л |
2781 |
Степень сжатия |
16,5 |
Номинальная мощность (нетто), кВт (л.с.) при об/мин. |
88,3 (120) при оборотах 3200 |
Максимальный крутящий момент (нетто), Н*м (кГс/м) при об/мин. |
297 (29,7) при 1600-2700 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу минимальная/повышенная |
750-800 / 3600 |
Расход топлива при постоянной скорости 60 / 80 км/ч л/100 км, литры |
8,5/10,3 |
Система зажигания |
Микропроцессорная |
Применяемое топливо |
Дизельное |
Экологический класс |
Евро-3, Евро-4 |
Ресурс двигателя, тыс. км |
500 |
Объем масла в поддоне, л |
5 |
Объем масла между максимальной и минимальной отметками на масляном щупе, л |
1 |
Объем масла в масляном фильтре, л |
0,436 |
Максимальная температура масла, °С |
136 |
Заправочный объем системы охлаждения, л |
6 |
Температурный рабочий диапазон термостата, °С |
82
95 |
Максимально допустимая температура на выходе термостата, °С |
107 |
Минимальная рабочая температура, °С |
71 |
В целом двигатель Cummins ISF 2.8 можно охарактеризовать как надежный и неприхотливый, однако для достижения заложенного производителем ресурса необходимо своевременно менять фильтры и расходные материалы, а также не допускать эксплуатацию двигателя с различными неисправностями: появлением густого черного дыма, стуков в двигателе, плавающих оборотов, неустойчивой работы, снижения мощности или проблем с запуском мотора. Продолжение эксплуатации автомобиля с подобными неисправностями, как и откладывание полноценной диагностики/ремонта на более поздний срок может привести к необходимости капитального ремонта (замены) двигателя из-за повреждения деталей поршневой группы.
Топливная система
В двигателе Cummins ISF 2.8 используется топливная система с электронной системой управления и общим топливопроводом высокого давления. В ее состав входят 4 основных элемента: шестеренчатый топливный насос (создаваемое давление 303 1303 кПа), топливный насос высокого давления (ТНВД, создаваемое давление 250 1600 бар), топливопровод и форсунки. Кроме того, со стороны забора топлива установлен водоотделяющий топливный фильтр. Данный фильтр расположен вне двигателя и дополнительно снабжен ручным подкачивающим насосом.
Независимо от текущих оборотов двигателя ТНВД постоянно подает топливо в топливопровод, где оно накапливается и подается в форсунки. Управление подачей топлива и моментом впрыска осуществляется электронным блоком управления (ЭБУ, в терминологии Cummins ECM Electronic Control Module/электронный модуль управления). Для повышения давления топлива ТВНД двигателя Cummins ISF 2.8 используется 3 радиальные нагнетательные камеры.
Рис. 1. Схема топливной магистрали двигателя Cummins ISF 2.8, где: 1 подача топлива из бака, 2 топливный фильтр, 3 сливной патрубок топливного водоотделителя, 4 подкачивающий насос, 5 подача топлива в топливный насос, 6 ТНВД, 7 подача топлива в общий топливопровод высокого давления, 8 общий топливопровод высокого давления, 9 подача топлива к форсункам, 10 форсунка с электромагнитным управлением, 11 слив топлива из форсунок, 12 редукционный клапан высокого давления, 13 сливной патрубок редукционного клапана высокого давления, 14 сливной топливопровод, 15 слив топлива в бак
Поддержание нужного уровня давления топлива осуществляется с помощью клапана электронной системы управления подачей топлива (электромагнитный регулятор), использующей для своей работы данные ЭБУ о режиме работы двигателя и датчика давления, передающего ЭБУ информацию о давлении топлива. Топливо, не попавшее в нагнетальные камеры, через перепускной каскадный клапан возвращается в топливный бак. Часть топлива перед возвратом в бак пропускается через каналы системы смазки ТВНД. Дополнительно топливная магистраль высокого давления оснащена редукционным клапаном, используемым в качестве предохранительного на случай превышения давления в топливной магистрали сверх определенного уровня. Общая схема топливной системы двигателя Cummins ISF 2.8 приведена на рис. 1.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции | |