Современные вспомогательные системы безопасности для водителя автомобиля. Устройство и принцип работыНа сегодняшний день существует большое количество электронных систем на борту современного автомобиля, работа которых направлена на повышение безопасности процесса вождения с возможностью комфортного маневрирования на разных участках дороги.
В этой статье автор предлагает познакомиться с устройством и принципом работы этих систем.
Наряду с основными и распространенными системами безопасности современного автомобиля многие мировые автопроизводители комплектуют их вспомогательными системами, например, такими, как круиз-контроль, который автоматически удерживает заданную скорость и определяет расстояние до ближайшей преграды, специализированными парковочными системами, позволяющими определять расстояние между автомобилем и препятствием и отображать сообщения для водителя и т. д.
Одними из самых популярных и эффективных систем безопасности являются следующие:
антиблокировочная система тормозов (АБС, ABS Antilock Brake System), позволяющая предотвратить блокировку колес при торможении и сохранить управляемость автомобиля, а также данная система повышает эффективность торможения, уменьшает длину тормозного пути на сухом или мокром дорожном покрытии;
антипробуксовочная система (ASR Automatic Slip Regulation) предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колес;
система курсовой устойчивости (ESP, Electronic Stability Program) предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации на дороге.
С некоторыми вспомогательными системами безопасности, которые в настоящее время применяются на многих моделях легковых автомобилей популярных производителей, таких как Audi, Volkswagen, Skoda, Mercedes-Benz и других, мы познакомимся более подробно.
Ассистент движения по полосе
Эта вспомогательная система безопасности позволяет помочь водителю при управлении автомобилем в особенных критических ситуациях на дороге. Работа ассистента движения по полосе построена на основе оптических данных, полученных от фотоэлектронных и других датчиков автомобиля, распознания этих данных соответствующими электронными блоками, которые входят в состав данной системы безопасности.
При возникновении опасности выхода автомобиля за пределы полосы движения, ограниченные внутренней и внешней полосами дорожной разметки, система оперативно известит водителя подачей визуальной и звуковой сигнализации о небезопасном движении автомобиля, а также вмешается в рулевое управление рулевое колесо будет вибрировать.
Необходимо отметить, что ассистент движения по полосе не будет работать на дорогах, не оборудованных соответствующей разметкой.

Рис. 1. Место расположения основного индикатора предупреждения работы ассистента смены полосы движения

Рис. 2. Место расположения на автомобиле блока управления с радарным датчиком, где: 1 приемопередающая антенна, 2 место расположение радарного датчика на автомобиле
Конструктивно система оснащена основными датчиками и исполнительными элементами, которые входят в состав общей системы безопасности автомобиля, среди них:
Основные индикаторы предупреждения работы ассистента движения по полосе. Как правило, они установлены на наружных зеркалах заднего вида водителя и переднего пассажира (рис. 1).
Индикаторы работы ассистента движения по полосе, которые установлены в блоке комбинации приборов (как правило, в одометре (спидометре)).
Кнопка управления работой системы, как правило, она встроена в конструкцию рычага переключателя поворотов.
Монохромная камера системы распознавания и оценки обстановки на дороге перед автомобилем с последующей записью и оцифровкой изображения на участке дороги в пределах от 5 до 55 метров, установлена совместно с блоком управления на ветровом стекле автомобиля.
Отдельные блоки управления с радарным датчиком, в состав которого входят приемопередающие антенны с зоной охвата и распознавания наличия опасности рядом с автомобилем и позади него (составляет примерно 50 м сзади и около 4 м с боковых сторон автомобиля). Блоки установлены на автомобиле с левой и правой сторон за задним бампером, место расположения блока и общий вид конструкции блока и антенны показаны на рис. 2, а на рис. 3 показана зона охвата на прямом участке дороги.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции |