Устройство и диагностика электромеханического усилителя рулевого управления на примере автомобиля LADA KALINAВ статье рассмотрены вопросы, связанные с конструкцией электромеханического усилителя рулевого управления (ЭМУРУ, также может иметь обозначение ЭУР), особенностями его работы и диагностики. Рассмотрение будет вестись на примере автомобиля LADA KALINA оснащенного ЭМУРУ 11186-3450008.
В первой половине 20-го века применяемые в автомобилях технологии и технические решения развивались стремительно, делая автомобили не только более мощными, маневренными и скоростными, но и более комфортными для водителя. Одной из таких систем является усилитель рулевого управления, призванный облегчить поворот рулевого колеса. Первые усилители рулевого управления появились в конце 30-х годов прошлого века, изначально на карьерных самосвалах и другой тяжелой технике. В грузовых автомобилях первые усилители рулевого управления были пневматическими, а их работу обеспечивал компрессор системы пневматических тормозов, часто используемый на подобной технике.
Однако спустя достаточно короткое время конструкторы отказались от пневматики, перейдя на использование гидравлических усилителей рулевого управления (ГУР). Технически подобные системы относятся к классу следящих гидроприводов, в которых закон движения выходного звена (сошки механизма рулевого редуктора/рулевой рейки) изменяется в зависимости от управляющего воздействия (от рулевого колеса). Конструкция ГУР представляет собой замкнутую гидравлическую систему, состоящую из насоса, регулятора давления, бачка с запасом гидравлической жидкости, управляющего золотника и силового гидроцилиндра. Привод насоса гидроусилителя приводится во вращения двигателем автомобиля. На легковых автомобилях гидроусилители рулевого управления начали применяться с 50-х годов прошлого века.
Рис. 1 ЭМУРУ 11186-3450008, где: 1 вал рулевого управления, 2 электродвигатель, 3 электронный блок управления, 4 датчик крутящего момента, 5 датчик положения ротора
Следующим этапом эволюции усилителей рулевого управления стал переход к электромеханическим усилителям, в которых необходимое компенсационное усилие создается за счет электродвигателя. В общем случае ЭУР состоит из следующих основных компонентов:
рулевой вал с торсионным приводом;
электродвигатель;
электронный блок управления (ЭБУ);
датчик крутящего момента;
датчик положения ротора.
ЭУР устанавливается на рулевом валу, части которого соединены между собой торсионным валом с установленным на нем датчиком крутящего момента. При вращении руля происходит скручивание торсионного вала, которое и регистрируется датчиком крутящего момента. Далее информация с этого датчика поступает в ЭБУ, который вычисляет необходимое компенсационное усилие (с учетом показаний датчика скорости автомобиля), подаваемое на рулевой вал входящим в состав ЭУР электродвигателем. В общем случае ЭУР может располагаться как на рулевой колонке, так и на рулевой рейке. В последнем случае снижается нагрузка на рулевой вал и его сочленения.
Преимуществами ЭУР относительно ГУР являются простота конструкции и компактность механизма. При этом ЭУР активируется только при вращении руля, тогда как насос ГУР работает постоянно, создавая дополнительную нагрузку на двигатель и, соответственно, увеличивая расход топлива. Также ЭУР отличается гибкостью настройки, позволяя за счет изменения управляющей программы менять ощущения от рулевого управления. К плюсам ГУР можно отнести честную» обратную связь и устойчивость к высоким нагрузкам, что позволяет применять его на внедорожниках, грузовиках и другой тяжелой технике, тогда как ЭУР обычно устанавливается на легковых автомобилях.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции. |