Диагностика тормозных систем с ABS фирмы Knorr-BremseВ статье рассмотрены вопросы диагностики тормозных систем с ABS производства фирмы Knorr-Bremse. Такие тормозные системы применяются на коммерческом транспорте многих ведущих мировых автопроизводителей. В рамках этой статьи рассмотрение будет вестись на примере автомобилей ГАЗ семейства Валдай».
Компания Knorr-Bremse (Кнорр-Бремзе) является ведущим мировым поставщиком тормозных и приводных систем для грузового автотранспорта. Компоненты, выпускаемые этим производителем, применяются в грузовиках большинства крупных производителей коммерческого транспорта. В России тормозные системы Knorr-Bremse применяются, в том числе, в грузовых автомобилях семейства Валдай» (ГАЗ-3310/33104/33106).
Общие сведения
В автомобилях семейства Валдай» используется тормозная система с пневматическим двухконтурным приводом и дисковыми тормозами на всех колесах, антиблокировочной системой тормозов (АБС или ABS) и системой сигнализации предельного износа тормозных колодок. В качестве запасной (аварийной) тормозной системы выступают тормоза передней и задней осей. Стояночная тормозная система воздействует на дисковые тормоза задних колес за счет пружинных энергоаккумуляторов. Управление стояночной тормозной системой осуществляется установленным в кабине ручным краном (артикул DPM61A, также используется на автомобилях МАЗ/КАМАЗ). Схема рабочей тормозной системы автомобиля Валдай» приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема рабочей тормозной системы автомобиля Валдай», где: 1 сигнализатор аварийного падения давлении воздуха; 2 манометры; 3 сигнализатор АБС; 4 сигнализатор включения стояночного тормоза; 5 компрессор; 6 модуль подготовки воздуха; 7-9 ресиверы; 10 датчик аварийного падения давления воздуха; 11 датчик манометра; 12 кран тормозной обратного действия; 13, 29 глушители шума; 14 кран тормозной подпедальный; 15 клапаны контрольного вывода; 16 модулятор: 17 датчик включения; 18 двухмагистрапьный клапан; 19 клапан быстрого оттормаживания; 20 камера тормозная; 21 камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором; 22, 23 датчик ABS; 24, 25 ротор ABS; 26 электронный блок ABS; 27 датчики предельного износа колодок; 28 сигнализатор износа колодок
При выполнении торможения шток поршня комбинированного тормозного цилиндра (18/1 на рис. 2) или тормозной мембранной камеры (18/2) давит на рычаг (19). Рычаг поворачивается в роликовом подшипнике (20) и передает усилие на толкатель (17). Усилие сжатия действует через резьбовую втулку (16) и упор (13) на внутреннюю тормозную колодку (12). После выборки зазора между фрикционной накладкой колодки и тормозным диском (46) сила реакции через подвижную скобу (1) передается на внешнюю тормозную колодку. Усилие сжатия тормозных колодок воздействует на тормозной диск, что приводит к появлению на колесе тормозного момента. При отпускании педали тормоза происходит снятие тормозного давления. Под действием пружины (27) толкатель (17), резьбовая втулка (16) и рычаг (19) возвращаются в исходное положение.
Для компенсации износа тормозных колодок используется механизм автоматической регулировки зазора между диском и тормозными колодками. При каждом срабатывании тормозного механизма одновременно происходит срабатывание регулятора (23), связанного с рычагом (19). При увеличении зазора вследствие износа фрикционных накладок и тормозного диска резьбовая втулка (16) посредством регулятора (23) и поводка (24) проворачивается на величину, соответствующую износу.
Необходимая величина общего зазора между колодками и тормозным диском (суммарно с обеих сторон) составляет 0,6
1,1 мм. При меньшем значении зазора возможен перегрев диска и колодок. При замене тормозных колодок регулятор (23) необходимо максимально вывернуть, вращая его против часовой стрелки за переходник. После установки новых колодок регулятор необходимо вращать по часовой стрелке до касания тормозной колодки о тормозной диск. В процессе настройки зазора перетягивать регулятор не допускается. Далее, для установки начального зазора регулятор необходимо отвернуть на два щелчка обратно и проверить зазор на соответствие нормативным значениям.
Система ABS автомобилей Валдай» выполнена по классической схеме. На колесах передней и задней осей автомобиля установлены датчики (22, 23 на рис. 1), роторы (24, 25) и модуляторы (блок управления клапанами системы ABS/гидроагрегат, 16 на рис. 1). Роторы системы ABS передней и задней оси автомобиля отличаются. На передней оси используется ротор с артикулом 3310-40-3862051-0, на задней оси 3310-40-3862052-0. Роторы установлены на ступицах колес.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции. |