Формирование топливовоздушной смеси ЭСУД автомобильных двигателейВ статье приведена базовая информация по принципам формирования топливовоздушной смеси электронной системой управления двигателем (ЭСУД). Информация будет полезна специалистам по диагностике и ремонту автомобильных двигателей.
Состав топливовоздушной смеси
Известно, что для обеспечения оптимального режима работы двигателя поступающая в его цилиндры топливовоздушная смесь должна обладать определенным соотношением. Теоретически необходимо стехиометрическое соотношение, обеспечивающее полное сгорание топлива без остатка избыточного окислителя в продуктах горения. Для бензиновых двигателей соотношение бензин/воздух должно быть равно 1/14,7. Для стехиометрической смеси значение коэффициента избытка окислителя (фактического отношения окислитель/топливо к стехиометрическому, он же коэффициент избытка воздуха, условное обозначение альфа) равно 1. Смеси, у которых коэффициент избытка воздуха меньше 1, называют богатыми, а те, у которых он больше 1 бедными.
В зависимости от режима работы двигателя соотношение топлива и воздуха, необходимое для оптимальной работы, отличается от стехиометрического. Однако обогащение или обеднение смеси в двигателях внутреннего сгорания допустимо лишь в определенных пределах. Точные значения необходимого обогащения или обеднения топливовоздушной смеси в различных режимах прописаны в калибровочных таблицах (топливные карты). Если значение коэффициента избытка воздуха выходит за пределы граничного рабочего интервала (0,7
1,35), то в классическом двигателе внутреннего сгорания воспламенение подобной смеси невозможно.
Рис. 1. Основные датчики ЭСУД
Если смесь излишне обедненная, то процесс ее горения неустойчив. При поступлении в двигатель смеси с коэффициентом избытка воздуха больше 1,25 наблюдаются перебои (пропуски зажигания), сильнее всего проявляющиеся при работе двигателя на переходных режимах. Процесс работы двигателя на бедной смеси сопровождается детонацией даже при правильном моменте зажигания. В свою очередь детонация приводит к излишнему локальному нагреву элементов двигателя. Последствием подобных перегревов, особенно при эксплуатации двигателя в режимах с высокой нагрузкой, является прогорание/сплавление поршней и прогорание клапанов.
Кстати, повышенный износ клапанов про эксплуатации двигателей с газобаллонным оборудованием чаще всего возникает именно из-за подачи в двигатель излишне обедненной смеси. Подобные операции обычно делают с целью снижения расхода топлива (газа), но в реальности результатом подобных действий являются не только повышенный износ двигателя, но и фактическое увеличение расхода газа.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции |