Обзор работы основных электронных систем автомобилей LADA VESTA, LADA XRAYСтатья продолжает тему, начатую в статьях журнала Р&С об особенностях работы электронных систем автомобилей LADA VESTA и LADA XRAY. Автор рассматривает работу контроллера системы управления двигателем (КСУД) типа М86, центрального блока кузовной электроники (ЦБКЭ) и центрального блока кузовной электроники (ЕММблок комфорта).
Электронная система управления двигателем 21129 с контроллером М86 ЕВРО-5
Работа контроллера системы управления двигателем основана на получении и обработке сигналов от датчиков, контролирующих параметры работы двигателя, и управлении исполнительными элементами системы. КСУД также обеспечивает функцию диагностики работы системы в целом. Он определяет неисправности тех или иных элементов ЭСУД, сохраняет в своей памяти соответствующие коды ошибок и включает индикатор ошибки, расположенный на щитке приборов.
Кроме того, КСУД обеспечивает поддержку функции иммобилизации с обменом кодов с блоком иммобилайзера автомобиля.
Отметим, что для обмена данными между КСУД, контроллерами других систем автомобиля и диагностической колодкой в автомобилях LADA VESTA, LADA XRAY используется цифровая шина CAN (англ. Controller Area Network сеть контроллеров).
Под CAN-сетью обычно подразумевается сеть топологии шина» с физическим уровнем в виде дифференциальной пары, определенным в стандарте ISO 11898. Передача ведется кадрами, которые принимаются всеми узлами сети. Для доступа к шине выпускаются специализированные микросхемы драйверы CAN-шины.
Каждый подключенный к CAN-шине блок имеет определенное входное сопротивление, образующие общую нагрузку в двухпроводной шине (линия высокого уровня CAN-H, линия низкого уровня CAN-L).
В рассматриваемых автомобилях CAN-шина связывает между собой контроллеры СУД, приборного щитка, автоматической коробки передач и сигнализации.
Рис. 1. Общий вид контроллера М86
Для работы различных датчиков и исполнительных механизмов контроллер формирует опорные стабилизированные напряжения +5 и +12 В. В некоторых случаях напряжение на узлы (модули) подается через высокоомные резисторы, что не позволит проводить поиск неисправностей с помощью контрольной лампы или вольтметра с низким внутренним сопротивлением. Для контроля напряжений требуется использовать вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.
КСУД типа М86 по своей конструкции является логическим продолжением контроллеров типов М73 и М74 ЕВРО-4. На рис. 1 показан общий вид контроллера М86.
Контроллер выполнен на основе 16-битного микроконтроллера (МК) типа SAK-XC2768X фирмы INFINEON, работающего на тактовой частоте 80 МГц. В состав МК входят АЦП, ОЗУ, Flash-память, стабилизаторы напряжений, контроллер CAN-шины и другие узлы.
На рис. 2 показана блок-схема микроконтроллера SAK-XC2768X с назначением выводов.
По сравнению с МК SAK-XC2765X, установленном в блоке управления М74, МК SAK-XC2768X имеет большую функциональность, производительность и увеличенный объем встроенной памяти.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции |