| Особенности электрооборудования автомобилей обновленной Lada Niva. Устройство и принцип работы отдельных узловУстройство и принцип работы отдельных узлов
Многие читатели, наверное, уже знают о том, что выпуск внедорожника Chevrolet Niva прекращен, а в линейке автомобилей АвтоВаза появился новый внедорожник Лада Нива». Дело в том, что АвтоВаз выкупил 50 % акций у компании GM и теперь полностью владеет правами на бренд Нива» и выпуск данного автомобиля. Каких-то значительных изменений в новой модели автомобиля нет, изменился лишь логотип. В этой статье автор рассказывает о работе электронной системы управления двигателем (ЭСУД) обновленного автомобиля Лада Нива», обеспечивающей нормы токсичности ЕВРО-5. Также рассматриваются вопросы диагностики некоторых узлов ЭСУД.
Элементы ЭСУД
На рис. 1 приведена блок-схема ЭСУД автомобиля Лада Нива», обеспечивающая нормы токсичности Евро-5. В ее состав входят следующие основные узлы (компоненты): 1 аккумуляторная батарея, 2 главное реле, 3 замок зажигания, 4 диагностический датчик концентрации кислорода, 5 адсорбер, 6 компрессор кондиционера, 7 клапан продувки адсорбера, 8 управляющий датчик концентрации кислорода, 9 форсунка, 10 топливная рампа, 12 воздушный фильтр, 13 диагностический разъем, 14 датчик массового расхода воздуха, 15 тахометр, 16 блок иммобилайзера, 17 электронная педаль газа, 18 дроссельный узел, 19 контрольная лампа неисправности системы управления двигателем, 20 датчик фаз, 21 катушка зажигания, 22 датчик температуры охлаждающей жидкости, 23 контроллер, 24 свеча зажигания, 25 датчик положения коленчатого вала, 26 правый вентилятор системы охлаждения, 27 дополнительное реле, 28 реле правого вентилятора системы охлаждения, 29 левый вентилятор системы охлаждения, 30 реле левого вентилятора системы охлаждения, 31 реле топливного насоса, 32 топливный фильтр, 33 гравитационный клапан, 34 топливный модуль, 35 датчик скорости, 36 датчик детонации.
Рис. 1. Блок-схема ЭСУД автомобиля Лада Нива»
Рассмотрим назначение и принцип работы основных узлов ЭСУД, а также их конструктивные особенности, расположение на автомобиле и диагностику этих узлов в случае отказов.
Электронный блок управления
Электронный блок управления (ЭБУ) является центральным узлом ЭСУД. На вход блока поступают сигналы от различных датчиков ЭСУД (см. рис. 1), они обрабатываются и в результате формируются сигналы управления исполнительными механизмами, такими как главное реле (реле зажигания), топливные форсунки, дроссельный патрубок с электроприводом, катушка зажигания, нагреватель датчика кислорода, клапан продувки адсорбера и другими элементами. Тем самым обеспечивается оптимальный расход топлива и экологичность системы в различных режимах работы двигателя.
Также ЭБУ выполняет диагностику ЭСУД на наличие или отсутствие неисправностей системы. При наличии неисправностей включается соответствующий индикатор на щитке приборов, а код (или коды) ошибки сохраняются в памяти ЭБУ. Для работы с кодами ошибок (считывание, сброс) требуется специальное диагностическое оборудование (тестер).
Кроме того, ЭБУ поддерживает функцию иммобилизации обмен защитных кодов с блоком иммобилайзера автомобиля.
Полное содержание статьи доступно только в печатном варианте. Вы можете приобрести свежие номера Р&С или оформить подписку в редакции | |