Ремонт&Сервис
 

Новости

О нас

О журнале Р&С

Архив Р&С

номера

разделы

Анонсы Р&C

ПОКУПАЕМ от АдоЯ

Архив АдоЯ

Файловый архив

Приглашаем

Реклама

Подписка

Где купить

Наши партнеры

Поиск Р&С

ТРИЗ

Запчасти

Архив_новости

 

Журнал

Реммаркет

схемы новости электроники

Ремонт аппаратуры (схемы, справочники, документация)

 
Ежемесячный журнал по ремонту и обслуживанию электронной техники

• бытовая техника

• аудиотехника

• техника связи

• телевизионная техника

• оргтехника

• видеотехника

• телефония

• элементная база

 

Архив/Номера/№2–2001

Назад
 
 
 

Д.Соснин, А.Фещенко

 
 
 

Схема электрооборудования автомобиля „Audi-A4”

Немецкие автомобили достаточно широко распространены в Российской Федерации. Схемы бортового электрооборудования этих автомобилей составляются по единым правилам (нормам DIN), которые значительно отличаются от широко используемой формы начертания схем, принятой в отечественной научно-технической, учебной и справочной литературе. В данной статье подробно описывается принципиальная схема электрооборудования автомобиля „Audi-А4”.

Чтобы изучить логику построения немецких схем электрооборудования и научиться ими пользоваться, достаточно рассмотреть одну из них на конкретном автомобиле.

На рис. 1-5 представлена схема электрооборудования автомобиля „Audi-A4” (вып. 1995 г.) с 6-ти цилиндровым V-образным бензиновым двигателем ААН (рабочий объем 2,8 л), которая выполнена в соответствии с немецкими стандартными нормами DIN.

• Перечень элементов электрооборудования автомобиля и их буквенно-цифровые обозначения на схеме представлены в табл. 1. В табл. 2 дана информация о контактно-штекерных колодках. В табл. 3 приведены обозначения внутренних соединений в жгутах проводов. В табл. 4 расшифрованы обозначения точек „массы” автомобиля. В табл. 5 даны буквенные обозначения цвета проводов, которые (обозначения) используются на схеме.

Позиционное обозначениеНаименование элемента схемыПорядковый номер позиции на схеме
123
ААккумуляторная батарея17
ВСтартер19
СГенераторная установка22
DВыключатель зажигания87—93
Е1Центральный переключатель света108—113
Е2Переключатель указателей поворота206
Е3Выключатель аварийной сигнализации194—204
Е4Выключатель световой сигнализации и ближнего света115—116
Е9Переключатель вентилятора свежего воздуха227—233
Е15Электронный выключатель обогрева заднего стекла (с подсветом)233—237
Е18Выключатель заднего противотуманного света166, 167
Е19Выключатель стояночного огня114
Е20Регулятор освещения переключателей и приборов190е
Е22Переключатель стеклоочистителя207—211
Е87Электронный блок управления кондиционером (точки подключения)72, 186, 187
Е102Регулятор дальности освещения фар144—147
FВыключатель сигнала торможения98
F1Датчик аварийного давления масла181
F2, F3, F10, F11Дверные выключатели соответственно левой передней, правой передней, левой задней и правой задней дверей221, 222, 225, 226, 223, 224
F4Выключатель света заднего хода103
F5Выключатель освещения багажника136
F9Выключатель сигнализатора стояночного тормоза172
F34Датчик уровня тормозной жидкости186
F59, F114Выключатель системы управления центральным замком соответственно с левой и правой стороны220, 224а
F60Выключатель холостого хода39
F66Датчик уровня охлаждающей жидкости190
F77Датчик уровня омывающей жидкости214
F125Многофункциональный переключатель
GДатчик уровня топлива
G1Указатель уровня топлива190d
G2Датчик температуры охлаждающей жидкости62
G3Указатель температуры охлаждающей жидкости190е
G4Датчик момента зажигания52
G5Тахометр190b
G6Электробензонасос183
G8Датчик температуры масла180
G9Указатель температуры масла190с
G21Спидометр190d
G28Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя55
G39Кислородный датчик I82
G40Датчик Холла45
G61Датчик детонации I78
G62Датчик температуры охлаждающей жидкости61
G66Датчик детонации II75
G68Датчик скорости автомобиля177—178
G69Датчик положения дроссельной заслонки40—43
G70Расходомер воздуха46
G108Кислородный датчик II80
НВыключатель звукового сигнала142
Н2Н7Звуковой сигнал соответственно высокого и низкого тока139, 141
Н3Зуммер190b
J2Реле аварийной сигнализации199—200
J4Реле звукового сигнала142
J17Реле электробензонасоса56
J31Реле стеклоочистителя и стеклоомывателя209—211
J59Реле шины "Х"86
J60Реле автоматической коробки передач23
J104Электронный блок управления АБС59 (185)
J166 190с
J189Система автоматического контроля (точки подключения)69, 214
J192Электронный блок управления впрыском и зажиганием "MPFI"27—83
J217Электронный блок управления автоматической коробкой передач66—71
J234Электронный блок управления надувной подушкой безопасности (точка подключения)174
J268Электронный блок управления миниконтрольной системой178—190е
J347Электронный блок управления ультразвуковых датчиков (точка подключения)168
J362Электронный блок управления противоугонной системой71—73
K1Контрольная лампа дальнего света фар192
К2Контрольная лампа неисправности генераторной установки170
К4Контрольная лампа габаритного света113
К14Контрольная лампа включения стояночного тормоза172
К18Контрольная лампа прицепного устройства202
К29Контрольная лампа предварительного накаливания176
К47Контрольная лампа ABS173
К64Контрольная лампа аварийной сигнализации203
К65К94Контрольная лампа соответственно левого и правого поворота193, 191
К72Контрольная лампа неисправности катализатора175
К75Контрольная лампа надувной подушки безопасности174
К95Контрольная лампа противоугонной сигнальной системы168
К117Контрольная лампа противоугонной системы177
L1L2Лампа соответственно левой и правой фары150, 152, 148, 151
L16Лампы подсветки регулятора свежего воздуха231—233
L28Лампа подсветки прикуривателя161
L46, L47Лампа заднего противотуманного света соответственно левого и правого95, 102
М1, М3Лампа переднего габаритного света соответственно левого и правого154, 156
М2, М4Лампа заднего габаритного света соответственно левого и правого100, 97
М5, М7Лампа переднего указателя поворота соответственно левого и правого194, 197
М6, М8Лампа заднего указателя поворота соответственно левого и правого96, 101
М9, М10Лампа сигнала торможения соответственно левого и правого98, 99
М16, М17Лампа света заднего хода соответственно левого и правого94, 103
М18, М19Лампа заднего указателя поворота соответственно левого и правого195, 198
N, N128, N158Катушка зажигания соответственно № 1, 2 и 330, 33, 36
N30, N31, N32, N33, N83, N84Электромагнитная форсунка соответственно № 1, 2, 3, 4, 5 и 627—37
N24Блок добавочных резисторов электровентилятора салонного воздуха230
N71Электромагнитный клапан стабилизации частоты холостого хода77
N80Электромагнитный клапан продувки адсорбера84
N122Силовой каскад системы зажигания (коммутатор)38—41
N156Электромагнитный клапан переключения регистра во впускном трубопроводе85
РНаконечник свечи зажигания30,31,33,34,36,37
QСвеча зажигания30,31,33,34,36,37
SБлок предохранителей120—139, 149—169
U1Прикуриватель160
VЭлектродвигатель стеклоочистителя208—212
V2Электровентилятор свежего воздуха232
V5Электродвигатель водяного насоса стеклоомывателя213
V48, V49Сервопривод для регулировки дальности освещения фарами соответственно слева и справа144146
V94Электродвигатель центрального замка с электронным блоком управления для задержки отключения внутреннего освещения и сигнального противоугонного устройства222—223
WПлафон внутреннего освещения передний217—219
W3Лампа освещения багажника137
W6Лампа освещения вещевого ящика127
W18Лампа освещения багажника слева136
ХЛампы освещения номерного знака128—129
YЧасы190а
Z1Нагревательный элемент заднего стекла234
Z4, Z5Нагревательный элемент наружного зеркала соответственно левого и правого (точки подключения)235, 236
Z19, Z28Нагревательный элемент кислородного датчика соответственно I и II83, 81
Z20, Z21Электрообогреваемый жиклер стеклоомывателя соответственно левый и правый215, 216

Позиционное обозначениеЦвет и расположение колодки
12
2-х контактные штекерные колодки
Т2abСерого цвета, справа в моторном отсеке
T2f, T2gНа крышке моторного отсека
3-х контактные штекерные колодки
T3kБелого цвета, слева в моторном отсеке
Т31Черного цвета, слева в моторном отсеке
T3mСерого цвета, слева в моторном отсеке
T3nГолубого цвета, слева в моторном отсеке
Т3оГолубого цвета, справа в моторном отсеке
Т3рЗеленого цвета, слева в моторном отсеке
4-х контактные штекерные колодки
Т4Черного цвета, в середине моторного отсека
Т4аЧерного цвета, на приборной панели
T4gКоричневого цвета силового каскада системы зажигания
Т4уЧерного цвета, справа в моторном отсеке
Т4zЧерного цвета, слева в моторном отсеке
5-ти контактные штекерные колодки
Т5Левой фары
Т5аПравой фары
6-ти контактные штекерные колодки
Т6Желтого цвета, справа на А-стойке
Т6аКрасного цвета, слева на А-стойке
Т6bЖелтого цвета, слева на А-стойке
Т6сКрасного цвета, слева на А-стойке
Т6dТемно-коричневого цвета, слева на А-стойке
Т6еГолубого цвета, слева на А-стойке
Т6fОранжевого цвета, справа на А-стойке
Т6gСерого цвета, слева на А-стойке
Т6zКрасного цвета, в Е-блоке моторного отсека
10-ти контактные штекерные колодки
Т10Коричневого цвета, в Е-блоке моторного отсека
Т10аКоричневого цвета, слева на А-стойке
Т10bОранжевого цвета, слева на А-стойке
Т10сФиолетового цвета, слева на А-стойке
Т10fЧерного цвета, справа на А-стойке
Т10gКоричневого цвета, справа на А-стойке
Т10hКоричневого цвета, слева на А-стойке
Т10iЧерного цвета, в средней консоли
Т10mЧерного цвета, в Е-блоке моторного отсека
Т10vКоричневого цвета, справа на А-стойке
Т10хГолубого цвета, справа на А-стойке
Т10уГолубого цвета, в Е-блоке моторного отсека
Т10zЖелтого цвета, в Е-блоке моторного отсека
14-ти, 16-ти, 20-ти контактные штекерные колодки:
Т1414-ти контактная штекерная колодка черного цвета на переключателе в рулевой колонке
Т1616-ти контактная диагностическая колодка, в средней консоли
Т2020-ти контактная штекерная колодка, на приборной панели;
26-ти контактные штекерные колодки:
Т26Желтого цвета, на приборной панели
Т26аГолубого цвета, на приборной панели

ОбозначениеНаименование
12
А2Плюсовое соединение "15", приборная панель
А3Плюсовое соединение "58", приборная панель
А5Плюсовое соединение "указатель правого поворота", приборная панель
А6Плюсовое соединение "указатель левого поворота", приборная панель
А9Плюсовое соединение "56b", приборная панель
А17Соединение "61", приборная панель
А18Соединение "54" сзади
А19Соединение "58d", приборная панель
А21Соединение "86s", приборная панель
А26Соединение "дверной выключатель передней левой двери", приборная панель
А27Соединение с проводом "сигнал скорости автомобиля", приборная панель
А29Соединение "передний фонарь для чтения", приборная панель
А32Плюсовое соединение "30", приборная панель
А34Соединение "75х", приборная панель
А37Соединение "58а", приборная панель
А43Соединение "57L", приборная панель
А44Соединение "57r", приборная панель
А45Соединение с проводом "сигнал частоты вращения", приборная панель
А47Соединение "55", приборная панель
А50Плюсовое соединение "30as", приборная панель
А57Соединение "30а", приборная панель
А64Соединение с проводом "увеличение частоты вращения", приборная панель
А70Плюсовое соединение ""15а" — предохранитель S231", приборная панель
А72Соединение "71", приборная панель
А74Плюсовое соединение ""15а" — предохранитель S5", приборная панель
А76Соединение "К-диагностический провод", приборная панель
D14Соединение "катушки зажигания — блок управления", спереди справа
D22Соединение "предохранитель S234", спереди справа
D23Соединение "предохранитель S229", спереди, справа
Q52Соединение "дверной выключатель", противоугонное устройство
W2Плюсовое соединение "58", сзади
W15Соединение "лампа багажника", сзади
Примечание. Каждое обозначение конкретного соединения, которое описано в табл. 3, на принципиальной схеме обведено кружком.

№№Наименование цветаРусск. обозн.Обозн. на DIN
1Пурпурный (красный)Пro
2БелыйБws
3ЧерныйЧsw
4КоричневыйКbr
5ФиолетовыйЛli
6СинийГbl
7ЗеленыйЗgn
8ЖелтыйЖge
9СерыйСgr
10ОранжевыйОor
11РозовыйРrs
В двухцветных обозначениях первый символ — основной цвет провода

Схема электрооборудования разбита на 20 отдельных функциональных блоков, в которые могут входить устройства, схемы или целые системы. Каждый отдельный функциональный блок состоит из отдельных электрических компонентов и их цепей. Функциональные блоки, устройства, схемы, системы и их составные компоненты располагаются на чертеже в длинный ряд друг за другом и имеют сквозную нумерацию от 15 до 237. Снизу схема ограничена горизонтальной линией под № 31, которая изображает отрицательный полюс электрической цепи, т.е. „массу” автомобиля. Элементы электрической цепи соединены соответствующими цветными проводами, которые на схеме имеют цветовое обозначение буквами (см. табл. 5).

Если цепь разрывается маленьким прямоугольником с синей окантовкой, значит цифра в нем указывает на то, в какой цепи продолжается провод. Например, символ 91 в электрической цепи под сквозным № 21 тягового реле стартера означает, что красный провод с черной полосой (ПЧ) продолжается в цепи под сквозным № 91 (где через символ 21 подключается к штекеру „50” выключателя зажигания D).

Для соединения проводов применяются штекерные колодки, которые надежно защищают выводы от воды и грязи, что способствует устойчивой работе системы электрооборудования. Согласно нормам DIN отдельные выводы штекерных колодок разнесены в схеме по электрическим цепям. Поэтому штекерное соединение, кроме буквенного обозначения „Т”, имеет дополнительную цифровую индикацию (см. табл. 2). Например, Т6z/3 — это 3-й вывод шестиштекерной колодки Z (колодка красного цвета, расположенная в Е-блоке моторного отсека).

Связующими узлами всей бортсети автомобиля являются монтажные блоки, в которых помещены различные реле и предохранители. Часть этих реле изображена в верхней части электрической схемы, которая окрашена в розовый цвет. Розовое поле на чертеже представляет собой печатную плату монтажного блока для установки реле со всеми цепями питания — „30”, „15”, „Х”, „31” (в проводе „30” — положительный потенциал аккумуляторной батареи; провод „15” — от клеммы „15” выключателя зажигания (+12 В при включении); провод „Х” — от разгрузочного реле J59 (+12 В); провод „31” — „масса”). Эти цепи, а также внутренние соединения на плате, показаны тонкими (не цветными) линиями. Кроме условного обозначения самого реле (см. табл. 1) указывается номер его позиции на печатной плате монтажного блока. Этот № изображен черным квадратом с просветленной цифрой (например, n1). Так как реле сгруппированы в монтажные блоки, то на схеме маркируются не только выводы самого реле, но и установочные гнезда на печатной плате. Например, для реле звукового сигнала J4 маркировка клеммы 8/87 обозначает гнездо 8 на плате реле и контакт вывода 87 самого реле. Печатная плата для монтажного блока предохранителей S на схеме обозначена желтым цветом (см. сквозную нумерацию от № 120 до № 169).

• Приведенная электрическая схема является общей для всех модификаций автомобиля „Audi-А4”. Отдельные модификации отличаются типом силовой установки (двигателем и коробкой переключения передач) и имеют некоторые различия в электрической схеме, которые, главным образом, относятся к системе управления агрегатами. Так, 4-х и 5-ти цилиндровые бензиновые двигатели оборудованы системой впрыска „Motronik 3/2”, а 6-ти цилиндровые — системой впрыска „MPFI”. Незначительные изменения в схеме реализуются путем установки или снятия перемычек, проводов, реле и некоторых других электроэлементов, о чем внизу чертежа схемы указывается в соответствующем примечании. Примечания обозначаются мелкими цифрами в малых кружках красного цвета. Например, примечание 1 указывает на то, что реле J60 и его соединители устанавливаются в схему только тогда, когда автомобиль оборудован автоматической коробкой переключения передач (КПП). Если же на автомобиле установлена механическая КПП, то вместо реле J60 и его соединителей в схему устанавливается токовая перемычка (см. примечание 2 на схеме).

Буквы и цифры в больших кружках черного цвета указывают на принадлежность данного соединения к жгуту проводов (см. табл. 3).

• В заключение следует отметить, что иллюстрация различных частей схемы электрооборудования с применением цветовых полей и обозначений (как это сделано в данной статье) нормами DIN не предусматривается. Однако в ряде случаев расцветка составных элементов на принципиальной схеме используется для облегчения их поиска и наглядности чертежа. В отечественных иллюстрационных материалах на схемах электрооборудования автомобилей в последнее время стали широко применять цветовое изображение соединительных проводов, которое полностью соответствует их реальной раскраске.

Литература

1. А.Уилсон, М.Уилсон. Информация, вычислительные машины и проектирование систем. М.: Мир, 1968, 416 с.

2. М.Мазур. Качественная теория информации. М.: Мир, 1974, 239 с.

 
 
 

Свежий номер

№12–2024

Опрос

Обратная связь

 

Издательство СОЛОН-ПРЕСС

 

RB2 Network.
 
Rambler's Top100

© Издательство «Ремонт и Сервис 21», 1998-2007. Все права защищены.
Воспроизведение материалов сайта, журналов «Ремонт & Сервис», «Покупаем от А до Я» и справочника «Ремонт и сервис электронной техники» в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения издательства «Ремонт и Сервис 21».

 
RB2 Network.