Ремонт&Сервис
 

Новости

О нас

О журнале Р&С

Архив Р&С

номера

разделы

Анонсы Р&C

ПОКУПАЕМ от АдоЯ

Архив АдоЯ

Файловый архив

Приглашаем

Реклама

Подписка

Где купить

Наши партнеры

Поиск Р&С

ТРИЗ

Запчасти

Архив_новости

 

Журнал

Реммаркет

схемы новости электроники

Ремонт аппаратуры (схемы, справочники, документация)

 
Ежемесячный журнал по ремонту и обслуживанию электронной техники

• бытовая техника

• аудиотехника

• техника связи

• телевизионная техника

• оргтехника

• видеотехника

• телефония

• элементная база

 

Архив/Номера/№5–2001

Назад
 
 
 

Т.Зворыкина

 
 
 

Сертификация услуг по ремонту и обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры сегодня

Сертификация, согласно определению законодательных актов, — подтверждение соответствия продукции, работ, услуг установленным требованиям, которое проводит независимая от изготовителей (исполнителей) и от потребителей (покупателей) организация. По результатам сер­тификации выдаются сертификат соответствия и лицензия на право применения знака соответствия. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, приведен в „Номенклатуре продукции и услуг (ра­бот), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация” (Постановление Госстандарта России №5 от 23.02.98).

Практически все виды бытовой радиоэлектронной аппаратуры — аудио- и видеотехника, бытовая техника, аппаратура сотовой связи, — а также сами услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлек­тронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов, подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности. Конкретные виды услуг и перечень требований к ним приведены в таблице.

Наименование объекта и код позиции объекта
по ОК 002-93 (ОКУН)
Обозначение и подтверждаемые
требования определяющего нормативного документа
013100. Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры: телевизионной аппаратуры, видеоаппаратуры и радиоприемных устройств с питанием от сети, акустической аппаратуры, аппаратуры магнитной записи с питанием от сети, электрофонов и электропроигрывате­лей, проигрывателей с компакт-дисками, усилительных устройств, антенных устройств с питанием от сети, инструментов электромузыкальных, телефонных аппаратов с электронным набором номера, автоматических определителей номеров, радио- и видеотелефонов, диктофонов, приставок к телефонным аппаратам, факсимильных аппаратов, автоответчиков и аксессуаров к сотовой связи, оборудования информационной технологии, средств вычислительной техникиГОСТ Р 50936-96 в целом;
ГОСТ 12.2.006-87 (МЭК 65-85), пп. 9.1.1, 9.1.9, 9.3.12, 9.3.13;
ГОСТ 12.2.007.0-75, п. 3.2.2;
ГОСТ 21552-84, п. 1.7.2;
ГОСТ Р 50377-92, п. 2.1.4;
ГОСТ Р 50829-95, п. 6.14
013200, 013300. Ремонт и техническое обслуживание электробытовых машин и приборов: устройств холодильных, электронагревательных приборов, электроплит, тостеров, грилей, ростеров и аналогичных приборов, микроволновых печей, приборов для механизации кухонных работ, приборов санитарно-гиги­енических, приборов микроклимата и мягкой теплоты, приборов для шитья и вязания, инструментов и приборов переносных, электронагревательных, приборов для фермерского и приусадебного хозяйства, зарядных устройств, сварочного оборудования, электронасосов, отжимных устройств, электрозвонков, электрозажигалок, часов электронных и электромеханических с питанием от сети переменного тока, электротехнических и электронных игр, светотехнических изделий, трансформаторов, электрического ручного инструментаГОСТ 27570.0-87 (МЭК 335-1-76), пп. 8.5,9.1, 10, 16.3, 22.12, 22.13, 23.1-23.3, 23.6-23.9;
ГОСТ Р 50937-96 в целом;
ГОСТ Р 50938-96 в целом;
ГОСТ Р 50939-96 в целом

Любая организация, независимо от формы собственности, а также индивидуальные предприниматели с образованием и без образования юридического лица, оказывающие эти услуги по Законам Российской Федерации „О защите прав потребителей”,”О сертификации продукции и услуг”, должны иметь сертификат соответствия, полученный по правилам „Системы сертификации ГОСТР. Система сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов”.

Сертификат соответствияВ настоящее время в России сформирована инфраструктура сертификации этого вида услуг. Основным ее звеном являются органы по сертификации. Их сейчас, по данным Реестра Системы сертификации ГОСТ Р, насчитывается 120: наибольшая часть(80%) аккредитована на базе территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации, 20%— на базе научных и проектно-конструкторских и информационно-технических организаций. Обязательные условия — независимость органа от исполнителей услуг и потребителей, а также компетентность органа, которая подтверждается наличием аттестованных экспертов.

Экспертом по сертификации может быть специалист, имеющий высшее профессиональное образование в области радиотехники, электромеханики, ремонта и обслуживания радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов. Наряду с наличием глубоких теоретических знаний эксперт должен не менее четырех лет отработать в качестве электромеханика, радиомеханика, преподавателя, научного работника по заявленному профилю работ. Эксперт должен быть знаком с вопросами нормативного обеспечения, стандартизации, метрологии и пройти специальную подготовку на знание вопросов сертификации в аккредитованных Госстандартом России учебных центрах.

Кроме того, эксперт — это человек высоких морально-этических устоев, умеющий тактично и грамотно организовать процедуру сертификационной проверки, объективный и настойчивый в принятии решения по результатам сертификации. Эксперт аккредитуется на три года, каждый год отчитывается перед Госстандартом России о проделанной работе и каждые три года проходит переаттестацию. Эксперт имеет личное удостоверение с фотографией и сертификат компетентности эксперта по сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов. Сейчас Госстандартом России ат­тестовано более 180 экспертов.

ЛицензияСреди экспертов есть представители сервисных служб. Так, активнейшим образом в органе по сертификации услуг ФГУП „Центральный научно-исследовательский институт бытового обслуживания населения” (ФГУП ЦНИИбыт) ра­ботают Цыбров В.Е., Гогин А. А. и др. Представительские документы эксперта достаточно авторитетно воспринимаются в судах при выступлении специалистов в качестве экспертов по гражданским делам по качеству продукции и услуг, а также при рассмотрении вопросов о целесообразности списания изношенной и морально устаревшей аппаратуры. Претенденты на звание эксперта обращаются в Методический центр системы сертификации ФГУП ЦНИИбыт и получают консультации о порядке прохождения аккредитации.

Сейчас, когда почти весь рынок предприятий, оказывающих сервисные услуги, сертифицирован, большое значение придается инспекционному контролю за их деятельностью. Сертификация — это первичный этап оценки безопасности услуг, а затем на протяжении срока действия сертификата проводится инспекционный контроль— не реже одного раза в год (плановый) и внезапно (внеплановый) по жалобам клиентов и других заинтересованных лиц. При положительных результатах инспекционного контроля орган по сертификации подтверждает действие сертификата, при отрицательных — может приостановить действие сертификата либо его аннулировать.

К наиболее характерным недостаткам, обнаруживаемым при проведении инспекционного контроля, которые могут повлечь за собой неприятные последствия, можно отнести следующие:

• отсутствует информация о предприятии (нет фирменного наименования предприятия, нет адреса проведения ремонтных работ);

• отсутствует информация об услуге (нет прейскуранта, выдержек из Закона РФ „О защите прав потребителей”, актуализованных Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации и т.д.);

• в квитанциях и других документах не проставлен знак соответствия;

• работающие на фирме не имеют профессионального образования по видам услуг, заявленным при сертификации;

• отсутствует нормативная и техническая документация на оказываемые виды услуг.

Если срок действия сертификата истек, предприятию предстоит повторная сертификация.

В случае, если последний инспекционный контроль проведен без замечаний, его результаты могут быть основанием для выдачи сертификата соответствия на новый срок.

За соблюдением на предприятии соответствия норм безопасности, указанных в государственных стандартах и правилах сертификации, следят также надзорные и контролирующие органы.

Знак качестваПо Российскому законодательству организация надзора и контроля за этим видом деятельности возложена на государственных инспекторов Госстандарта России. Фирма, попавшая в поле зрения госнадзора, обязана предоставить контролирующей организации материалы, подтверждающие правомерность ее работы, создать условия для деятельности комиссии. По результатам госнадзора инспектор может предложить организации устранить недостатки, приостановить производство, взыскать штраф, в определенной ситуации передать дело в суд.

Некоторые давно работающие предприятия сферы сервиса неоднократно проходили обязательную сертификацию на безопасность. Сегодня уже стоит вопрос о качестве услуг, т.е. о проведении добровольной сертификации. Обязательная сертификация „пропускает на рынок услуг”, а добровольная сертификация „дает возможность занять место на рынке”, т.е. объективно оценить рейтинг того или иного предприятия по качественным характери­стикам среди предприятий сервиса.

Сертификат качестваВ настоящее время Госстандартом России зарегистрировано более 100 систем добровольной сертификации. Добровольной также является и сертификация систем качества, действующих на предприятиях в соответствии с Международными стандартами ИСО серии 9000. Опыт сертификации систем качества хорошо известен за рубежом. У нас многие предприятия готовятся к проведению этой сертификации. Особую популярность среди предпри­ятий, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, получила еще одна добровольная система сертификации „Система сертификации качества” (ССК). Оценка качества по этой системе осуществляется исходя из понятия „качество как совокупность свойств изделия или услуги, обуславливающих ее способность удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям конкретного потребителя (клиента)”.

Качество услуги по правилам данной системы оценивают по четырем укрупненным показателям. Это — качество собственно услуги, качество и культура обслуживания, доступность услуги и ущерб или эффект от ее выполнения.

Безусловным требованием при достижении качества оказываемых услуг стало наличие высокопрофессиональных кадров, которых, в частности, готовит Московский Государственный Университет Сервиса.

Таким образом, сертификация сегодня рассматривается не только как способ государственного регулирования безопасности оказываемых услуг, но и как возможность прогрессивных фирм доказать свое преимущество по показателям качества на рынке услуг.

 
 
 

Свежий номер

№4–2024

Опрос

Обратная связь

 

Издательство СОЛОН-ПРЕСС

 

RB2 Network.
 
Rambler's Top100

© Издательство «Ремонт и Сервис 21», 1998-2007. Все права защищены.
Воспроизведение материалов сайта, журналов «Ремонт & Сервис», «Покупаем от А до Я» и справочника «Ремонт и сервис электронной техники» в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения издательства «Ремонт и Сервис 21».

 
RB2 Network.