Ремонт&Сервис
 

Новости

О нас

О журнале Р&С

Архив Р&С

номера

разделы

Анонсы Р&C

ПОКУПАЕМ от АдоЯ

Архив АдоЯ

Файловый архив

Приглашаем

Реклама

Подписка

Где купить

Наши партнеры

Поиск Р&С

ТРИЗ

Запчасти

Архив_новости

 

Журнал

Реммаркет

схемы новости электроники

Ремонт аппаратуры (схемы, справочники, документация)

 
Ежемесячный журнал по ремонту и обслуживанию электронной техники

• бытовая техника

• аудиотехника

• техника связи

• телевизионная техника

• оргтехника

• видеотехника

• телефония

• элементная база

 

Архив/Номера/№1–1999

Назад
 
 
 

А.Родин

 
 
 

Ремонт электронных коммутаторов зажигания

Системы зажигания для бензиновых двигателей отечественных легковых автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102 содержат в своем составе электронный коммутатор. Он предназначен для формирования импульсов тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания.

В электронных коммутаторах отечественного производства (серии 3620.3734; 36.3734; 78.3734) функции выходного токового ключа выполняет  мощный транзистор, а функции управления параметрами токовых импульсов (нормирование скважности запускающих импульсов, программное регулирование времени накопления энергии в катушке зажигания, ограничение уровня тока в ее первичной обмотке и амплитуды импульсов первичного напряжения) выполняет слаботочная электронная схема, чаще в интегральном исполнении.

Первый отечественный электронный коммутатор с управляемыми параметрами импульсов зажигания (серия 36.3734) был разработан для автомобиля ВАЗ-2108. В коммутаторе использовались микросхема К1401УД1, мощный ключевой транзистор КТ848А и другие элементы отечественного производства.

Входным информационным сигналом для коммутатора служит сигнал от датчика Холла, расположенного на валу распределителя зажигания. По этому сигналу на коммутатор поступает информация о количестве оборотов двигателя и положении его коленвала. Коммутатор рассчитан на работу с серийной катушкой зажигания 27.3705. Коммутатор явился прототипом для разработки последующих серий, которые имеют несколько вариантов конструктивного и схемотехнического исполнения. Однако общим для отечественных коммутаторов по-прежнему служит комбинированная  интегрально-дискретная технология сборки, делающая их ремонтопригодными.

В современных отечественных коммутаторах используются специализированные выходные ключевые транзисторы типов КТ890А, КТ898А1, BU931 (зарубежный) в нескольких конструктивных исполнениях: ТО-220, ТО-3, бескорпусном. В некоторых коммутаторах, например 78.3734 (рис. 4), в качестве управляющей микросхемы применен четырехканальный операционный усилитель типа  К1401УД2Б.

В коммутаторах также широко применяется управляющая микросхема L497B фирмы SGS-TOMSON (отечественный аналог  Р1055ХП1). Структурная схема и рекомендованный вариант ее включения приведены на рис. 1, а назначение выводов — в табл. 1.

№ выводаНазначение№ выводаНазначение
1Общий9Вывод для подключения конденсатора к узлу защиты
2Общий (сигнальный)10Вывод для подключения запоминающего конденсатора к схеме управления задержкой
3Питание 111Вывод для подключения конденсатора коррекции к схеме управления задержкой
4Не используется12Вывод для подключения внешнего резистора опорного напряжения
5Вход сигнала с датчика Холла13Вход ограничителя тока
6Выходной сигнал широтно-импульсного модулятора14Выходной сигнал для управления внешним транзистором
7Вывод для подключения дополнительного стабилитрона15Вход ограничителя амплитуды выходных импульсов
8Вывод для подключения конденсатора коррекции постоянной времени формирователя16Питание 2 (выходной каскад)

Прежде чем приступить к поиску неисправностей и ремонту электронного коммутатора, следует:

– проверить целостность проводки автомобиля, надежность контактных соединений системы зажигания, исправность элементов системы зажигания (свечи, катушка зажигания, датчик Холла, провода высокого напряжения);

– проверить исправность автомобильного генератора, а также его интегрального регулятора напряжения;

– проконтролировать поступление напряжения от бортовой сети (при включенном замке зажигания) на контакт „П” соединителя датчика Холла.

Признаки, по которым проявляются неисправности электронных коммутаторов, наиболее вероятные причины этих неисправностей и способы их устранения сведены в табл. 2.

НеисправностиПричина неисправностиСпособ устранения неисправности
Двигатель заводится, но через 3-5 мин останавливается. Через 20-30 мин двигатель вновь возможно запустить, но через короткое время он опять останавливается. Корпус коммутатора нагревается до температуры выше 50°СНеисправны элементы коммутатораКоммутатор 3620. 3734 – I (см. рис. 2). Проверяют исправность транзистора VT1. Если он исправен, но сильно нагревается в рабочем состоянии, увеличивают номинал резистора R7. В случае, если после этого транзистор VT1 продолжает сильно нагреваться, последовательно заменяют микросхему ID1 и транзистор VT1. При монтаже транзистора обращают особое внимание на качество его крепления к корпусу коммутатора с использованием теплопроводящей пасты.Коммутатор 3620.3734 – II (см. рис. 3). Проверяют исправность транзистора VT1. Если он исправен, но сильно нагревается в рабочем состоянии, увеличивают номинал резистора R6. В случае, если после этого транзистор VT1 продолжает сильно нагреваться, последовательно заменяют микросхему IC1 и транзистор VT1. При монтаже транзистора обращают особое внимание на качество крепления к корпусу коммутатора с использованием теплопроводящей пасты.Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4). Проверяют исправность транзисторов VT4,  VT3, VT1. Если данные транзисторы исправны, но VT4 сильно нагревается в рабочем состоянии, уменьшают номинал резистора R22. В случае, если после этого транзистор продолжает греться, заменяют последовательно элементы: VT4, DA1. При монтаже транзистора обращают особое внимание на качество крепления к корпусу коммутатора с использованием теплопроводящей пасты
Неисправна схема защиты коммутатораКоммутатор 3620.3734 – I (см. рис. 2). Проверяют исправность элементов схемы защиты  С6, VD4, R11, VT2, VD2.Коммутатор 3620.3734 – II (см. рис. 3). Проверяют исправность элементов С7, VD2, R10.Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4). Проверяют исправность элементов VD5, C4, R7, VT1, R8, VT3
Двигатель автомобиля не заводится. Искры на свечах нетНеисправны элементы коммутатора, формирующие напряжение питания датчика ХоллаКоммутатор 3620.3734 – I (см. рис. 2). Проверяют исправность элементов С6, VD4, R11, VT2, VD2.Коммутатор 3620.3734 – II (см. рис. 3). Проверяют исправность элементов С7, VD2, R10.Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4). Проверяют исправность элементов VD5, C4, R7, VT1, R8, VT3
Неисправны элементы электронного коммутатораКоммутатор 3620.3734 – I (см. рис. 2).Проверяют исправность элементов VT1, R8, VD3, VD4, VT2, C1, C4. Если указанные элементы исправны, а неисправность не устранилась, следует заменить микросхему ID1.Коммутатор 3620.3734 – II (см. рис. 3). Проверяют исправность элементов VT1, R7, VD1, VD2, VD3, C2, C6. Если указанные элементы исправны, а неисправность не устранилась, заменяют микросхему IС1.Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4).Проверяют последовательно элементы коммутатора VT1, VT2, VT3, VT4, VD4, R15, R13, C3, VD5, C4, С1, DA1 (заменой)
Двигатель работает неустойчиво. При замене коммутатора на другой, заведомо исправный, неисправность устраниласьНарушены контакты в разъемных соединениях коммутатора и датчика ХоллаДля всех типов коммутаторов (3620.3734 – I, 3620.3734 – II, 78.3734). Проверяют качество разъемных соединений коммутатора и датчика
Неисправен датчик ХоллаЗаменяют датчик Холла
Неисправны элементы электронного коммутатораКоммутатор 3620.3734 – I (см. рис. 2).Проверяют последовательно элементы коммутатора VD3, VD4, C6, C7, VT1, VT2, VD2, C1, C4, C2, C3. Если указанные элементы исправны, а неисправность не устранилась, следует заменить микросхему ID1.Коммутатор 3620.3734 – II (см. рис. 3). Проверяют последовательно элементы коммутатора С2, С6, С1, С5, R7, VT1, VD1, VD2, VD3, С7, IС1 (заменой).Коммутатор 78.3734 (см. рис. 4).Проверяют элементы коммутатора VT3, VD5, VD4, C4, C3, R15, VT1, VT2, R16, R14, VD6, C1, C2, VD2, VD3, VT4, DA1 (заменой)

Принципиальные электрические схемы коммутаторов зажигания приведены на рис. 2 (коммутатор 3620.3734 – I), рис. 3 (коммутатор 3620.3734 – II) и  рис. 4 (коммутатор 78.3734).

В заключение следует отметить следующее:

1. Близким аналогом зарубежного транзистора BU931 (cм. схемы на рис. 2 и 3) является отечественный КТ898А1. Эти транзисторы имеют большой разброс параметров, что приводит к необходимости подбора номиналов радиоэлементов в его базовой и эмиттерной цепях, для каждого экземпляра транзистора в отдельности.

2. Резисторы R7 (см. рис. 2) и R6 (см. рис. 3) служат для задания требуемого значения тока через мощные ключевые транзисторы описанных коммутаторов. Увеличение номинала резисторов приводит к уменьшению тока и наоборот.

Таким образом изменением номиналов этих резисторов можно подобрать оптимальный токовый и тепловой режимы работы выходных ключевых транзисторов.

3. При замене мощного ключевого транзистора следует обратить внимание на качество крепления транзистора к радиатору (корпусу) коммутатора. Также проверяют наличие теплопроводящей пасты между транзистором и радиатором (корпусом коммутатора).

4. Аналогом зарубежного стабилитрона 1N3029 (см. рис. 3) является отечественный КС524.

5. Аналогом зарубежной микросхемы L497В (см. рис. 1, 2, 3) является отечественная КР1055ХП1.

6. После замены неисправных радиоэлементов в коммутаторе каждый новый элемент на плате и место его пайки следует покрыть нитролаком. При сборке корпуса коммутатора его крышку по периметру уплотнения необходимо промазать водостойким герметиком (например, „Гермесилом”).

 
 
 

Свежий номер

№4–2024

Опрос

Обратная связь

 

Издательство СОЛОН-ПРЕСС

 

RB2 Network.
 
Rambler's Top100

© Издательство «Ремонт и Сервис 21», 1998-2007. Все права защищены.
Воспроизведение материалов сайта, журналов «Ремонт & Сервис», «Покупаем от А до Я» и справочника «Ремонт и сервис электронной техники» в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения издательства «Ремонт и Сервис 21».

 
RB2 Network.