Ремонт&Сервис
 

Новости

О нас

О журнале Р&С

Архив Р&С

номера

разделы

Анонсы Р&C

ПОКУПАЕМ от АдоЯ

Архив АдоЯ

Файловый архив

Приглашаем

Реклама

Подписка

Где купить

Наши партнеры

Поиск Р&С

ТРИЗ

Запчасти

Архив_новости

 

Журнал

Реммаркет

схемы новости электроники

Ремонт аппаратуры (схемы, справочники, документация)

 
Ежемесячный журнал по ремонту и обслуживанию электронной техники

• бытовая техника

• аудиотехника

• техника связи

• телевизионная техника

• оргтехника

• видеотехника

• телефония

• элементная база

 

Архив/Номера/№6–2002

Назад
 
 
 

Е.Сумина

 
 
 

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

11 августа 2001 г. был принят Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Закон устанавливает права хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля и обязанности органов государственного контроля, вводит ограничения по срокам и количеству контрольных мероприятий, а также устанавливает имущественную ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушения прав предпринимателей и ущерб, причиненный такими нарушениями. Теперь более подробно рассмотрим нормы Закона.

Данный Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора). Требования Закона не распространяются на налоговый, валютный, бюджетный контроль, на банковский и страховой надзор и контроль за деятельностью предпринимателей на финансовом рынке. Не применяется этот закон и при таможенном, иммиграционном, лицензионном контроле, оперативно-розыскных мероприятиях, при дознании и следствии, прокурорском надзоре и др. (п. 3 ст. 1). В этих случаях соответствующие государственные органы руководствуются специальными законодательными и нормативными актами.

В Законе дано понятие, что является государственным контролем (надзором). Итак, государственный контроль — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля являются:

- презумпция добросовестности предпринимателя (юридического лица);

- строгое соответствие предмета контроля компетенции уполномоченных органов;

- предметом контроля может быть только проверка законодательных и нормативных требований, а также исполнения обязательных предписаний органов государственного контроля;

- осуществление государственного контроля только государственными должностными лицами;

- периодичность и оперативность контроля;

- учет мероприятий по контролю;

- возможность обжалования действий (бездействий) должностных лиц органов государственного контроля, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю;

- запрет на взимание платы за контрольные мероприятия, за исключением случаев возмещения расходов на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз.

Мероприятие по контролю осуществляется только при наличии распоряжения (приказа) или его заверенной печатью копии, которое предъявляется госинспектором руководителю или иному должностному лицу юридического лица или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением (п. 1 ст. 7). Распоряжение о проведении мероприятия по контролю должно содержать:

- номер и дату приказа (распоряжения) о проведении мероприятия по контролю;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

- наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дату начала и окончания мероприятия по контролю.

При этом нужно помнить, что проверку хозяйствующего субъекта либо индивидуального предпринимателя может проводить только то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Допускается продление указанного срока еще на один месяц руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т.д. (п. 3 ст. 7). Проверки проводятся лишь во время исполнения проверяющим своих должностных обязанностей.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года (п. 4 ст. 7).

Внеплановые проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя проводятся по мотивированному решению государственного органа. Основания проведения таких проверок перечислены в Законе. К ним, в частности, относятся обращения граждан, юридических лиц и предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) других юридических лиц и предпринимателей, связанных с невыполнением ими обязательных требований. При этом анонимные сигналы не рассматриваются (п. 5 ст. 7). Проверки по предписаниям об устранении выявленных нарушений относятся к внеплановым.

Принципиальное значение имеют ограничения полномочий проверяющих (ст. 8 Закона). В частности, должностные лица органов государственного контроля не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;

- требовать образцы (пробы) продукции для проведения исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе проб в установленном порядке.

Контролеры не имеют права осуществлять плановые проверки в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или предпринимателей либо их представителей, им запрещено распространять полученную в результате проверки информацию, если она составляет охраняемую законом тайну. Рассмотрим пример: индивидуальный предприниматель арендует несколько павильонов, расположенных в разных концах города. Госинспекция приходит с проверкой в конкретный павильон, но в данный момент в павильоне находится только продавец. Госинспекция не имеет право проводить проверку, поскольку отсутствует предприниматель, а продавец должностным лицом не является.

Закон, устанавливая ограничения для контролеров, предусмотрел и их обязанности при проведении проверок (ст. 11 Закона). В частности, они обязаны:

- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы предпринимателей;

- проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями (приказами) органов госконтроля (надзора);

- не препятствовать представителям юридического лица (индивидуального предпринимателя) присутствовать при проведении проверок, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять должностным лицам юридического лица (предпринимателям, их представителям), присутствующим при проверке, необходимую информацию, а также знакомить их с результатами проверки.

По результатам мероприятий по контролю лицом, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах (п. 1 ст. 9). В акте в обязательном порядке должны быть указаны:

- дата, время и место составления акта;

- наименование органа государственного контроля;

- дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

- дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

- сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

- подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному предпринимателю (его представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к делу. Если в ходе проверки выявлены правонарушения, кроме акта составляется протокол в порядке, установленном Кодексом по авторским правам РСФСР, и дается предписание об их устранении.

Важное значение имеет положение Закона об учете данных о проверках (п. 5 ст. 9). Все организации и предприниматели должны иметь прошитый, пронумерованный и удостоверенный печатью журнал учета мероприятий по контролю. В нем должностное лицо контролирующего органа делает запись о проведенной проверке, указывая наименование органа госконтроля, дату, время проведения контроля, фамилию, имя, отчество госинспектора, правовые основания и предмет контроля, краткое описание выявленных нарушений, номер составленного протокола. Вышеуказанные сведения подписываются госинспектором. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.

В Законе закреплены и права предпринимательских структур при контроле их деятельности. Установлено право юридического лица (индивидуального предпринимателя) на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями должностных лиц. Они имеют право обжаловать действия должностных лиц контрольных органов как в порядке подчиненности, так и непосредственно в суд.

При установлении противоправности действий проверяющих они несут ответственность, а о принятых в этих случаях мерах в месячный срок сообщается юридическому лицу или предпринимателю, права которого были нарушены (ст. 12 Закона). Причем допущенные нарушения должны быть устранены самим органом. Кроме того, Законом предусмотрена государственная и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (ст. 15, 16 Закона).

Следует отметить, что среди основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) Закон указывает на недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю (ст. 3 Закона).

Кроме того, впервые в Законе дано понятие саморегулирующей организации. Саморегулирующая организация — некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами данной организации. Данный Закон для членов саморегулирующей организации предусмотрел облегченный вид контроля. Так, из общего числа членов саморегулирующей организации органы госконтроля по своему выбору определяют количество компаний (предпринимателей), подлежащих плановой проверке, но не менее двух. Порядок проведения проверки устанавливается распоряжением органа государственного контроля по обращению саморегулирующей организации, которое должно содержать сведения, подтверждающие членство в саморегулируемой организации и солидарное несение субсидиарной ответственности ее членов за ущерб.

 

 
 
 

Свежий номер

№11–2024

Опрос

Обратная связь

 

Издательство СОЛОН-ПРЕСС

 

RB2 Network.
 
Rambler's Top100

© Издательство «Ремонт и Сервис 21», 1998-2007. Все права защищены.
Воспроизведение материалов сайта, журналов «Ремонт & Сервис», «Покупаем от А до Я» и справочника «Ремонт и сервис электронной техники» в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения издательства «Ремонт и Сервис 21».

 
RB2 Network.