Ремонт&Сервис
 

Новости

О нас

О журнале Р&С

Архив Р&С

номера

разделы

Анонсы Р&C

ПОКУПАЕМ от АдоЯ

Архив АдоЯ

Файловый архив

Приглашаем

Реклама

Подписка

Где купить

Наши партнеры

Поиск Р&С

ТРИЗ

Запчасти

Архив_новости

 

Журнал

Реммаркет

схемы новости электроники

Ремонт аппаратуры (схемы, справочники, документация)

 
Ежемесячный журнал по ремонту и обслуживанию электронной техники

• бытовая техника

• аудиотехника

• техника связи

• телевизионная техника

• оргтехника

• видеотехника

• телефония

• элементная база

 

Архив/Номера/№9–2002

Назад
 
 
 

Е.Сумина

 
 
 

Гарантийный срок

Любой новый товар проходит определенный начальный период использования, во время которого могут выявиться его особенности или н едостатки. Для того чтобы этот период прошел менее болезненно для потребителя, Закон РФ „О защите прав потребителей” предусматривает право изготовителя (исполнителя) устанавливать на товар гарантийный срок. В Законе дано определение понятию „гарантийный срок”. Итак, гарантийный срок — это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, указанные в ст. 18 и 29 Закона РФ „О защите прав потребителей”. Установление гарантийного срока и определение его продолжительности — безусловное право изготовителя, которое, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК РФ, не может навязываться законодательно. Большинство фирм-изготовителей, осуществляющих поставку товаров на российский рынок, предпочитают устанавливать гарантийный срок нормальной продолжительности. Прежде всего, это связано с конкуренцией. Кроме того, гарантийный срок является одним из способов привлечь внимание потребителей к покупке товара определенной марки. Наравне с изготовителем в борьбу за потребителей вступили продавцы, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различные дополнительные услуги. К сожалению, не всегда продавцы ведут себя грамотно по отношению к потребителям. Встречаются случаи, когда продавцы изымают гарантийные талоны изготовителя и вкладывают свои, лишая потребителя законной гарантии изготовителя. Вернемся к нормам Закона и разберем все предусмотренные в Законе ситуации, касающиеся гарантийного срока.

1) Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе сделать гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем. Таким образом, Закон определил одно ограничение для продавца, а именно то, что гарантийный срок не может быть меньше гарантийного срока, установленного изготовителем. В остальных случаях продавец вправе указать в договоре купли-продажи гарантийный срок любой продолжительности. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатка вправе обратиться с претензией, ссылаясь на одно из требований, предусмотренных ст. 18 Закона, к продавцу или изготовителю товара. Если продавец установил дополнительно свой гарантийный срок, то в случае обнаружения в товаре недостатка в течение срока, указанного продавцом, потребитель может предъявить требования, предусмотренные ст. 18 Закона, только к продавцу.

2) Если гарантийный срок изготовителем не установлен, в договоре розничной купли-продажи продавец может сделать свой гарантийный срок любой продолжительности, т.е. продавец может указать 1 день, 2 недели и т.д. и это не является нарушением закона. При выборе гарантийного срока продавец может ориентироваться на гарантийные сроки, определенные государственными стандартами, поскольку указанные в стандартах сроки носят рекомендательный характер и не являются обязательными. На практике гарантийные сроки со ссылкой на нормы государственных стандартов устанавливают в основном в обувной промышленности. В том случае, если гарантийный срок на товар указан только продавцом и недостатки в товаре обнаружены в течение этого срока, потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные ст. 18 Закона, к продавцу.

Одновременно обращаю Ваше внимание, что и в случае установления гарантийного срока только продавцом, потребитель вправе предъявить соответствующие требования изготовителю, если недостатки в товаре обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю. Изготовитель (продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя на основании договора с ним, отвечает за недостатки товара, если потребитель докажет, что они допущены изготовителем (производственные дефекты) либо вызваны ненадлежащим хранением или транспортировкой товара до момента продажи товара потребителю.

3) Если гарантийный срок на товар не установлен ни продавцом, ни изготовителем, то потребитель вправе предъявлять требования ст. 18 Закона изготовителю (продавцу) или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним, если недостатки были обнаружены потребителем в разумный срок, но в пределах двух лет. Ответственность изготовителя (продавца) или организации, выполняющей его функции, за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, определяется в соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 18 Закона. Эта ответственность возможна, если потребитель докажет, что недостаток возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Так же, как и в правоотношениях купли-продажи, Закон возлагает бремя доказывания причины возникновения недостатков на ту или иную сторону в зависимости от наличия или отсутствия гарантийного срока. Если недостатки обнаружены в пределах гарантийного срока, то бремя доказывания возлагается на исполнителя. Он освобождается от ответственности, если докажет одновременно два обстоятельства:

- недостаток возник после передачи результатов работы (услуги) потребителю;

- причиной недостатка является нарушение правил использования результатов работы (услуги), вина третьих лиц либо обстоятельства непреодолимой силы.

Если же недостатки обнаружены в работе (услуге), на которую гарантийный срок не установлен, либо после истечения гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента принятия работы (услуги), то бремя доказывания возлагается на потребителя. При этом потребитель должен доказать, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Правила продажи отдельных видов товаров

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 81 внесены изменения и дополнения в Правила продажи отдельных видов товаров и в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки и комплектации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Изменения внесены с целью приведения Правил в соответствие с нормами Закона РФ „О защите прав потребителей”. Кроме того, в Правила включены новые дополнительные разделы, которые отражают специфику продажи отдельных групп товаров, это:

- Особенности продажи строительных материалов и изделий;

- Особенности продажи мебели;

- Особенности продажи сжиженного углеводородного газа;

- Особенности продажи непериодических изданий;

- Особенности продажи непродовольственных товаров, бывших в употреблении.

Подробно рассмотрим раздел, посвященный продажи товаров, бывших в употреблении. Особенно этот раздел касается продавцов бытовой техники. Теперь, выставляя на продажу товар, который уже был в употреблении, продавец должен выполнить установленные данными Правилами требования.

1. Не все товары можно повторно выставлять на продажу. Правила устанавливают ограничения для некоторых групп товаров; так, не подлежат повторной продаже:

- изделия медицинского назначения;

- лекарственные средства;

- предметы личной гигиены;

- парфюмерно-косметические то-вары;

- товары бытовой химии;

- бельевые изделия швейные и трикотажные;

- чулочно-носочные изделия;

- посуда разового использования.

2. Бывшие в употреблении товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товаров, рассортировку их по видам и степени утраты потребительских свойств, проверку качества (по внешним признакам), работоспособности товара, комплектности, а также наличия необходимой документации.

Если к продаже предлагаются товары, в отношении которых в соответствии с санитарными правилами должны быть проведены санитарно-противоэпидемические мероприятия (чистка, стирка, дезинфекция, дезинсекция), однако документы, подтверждающие их проведение, отсутствуют — продавец обязан провести указанные мероприятия в процессе предпродажной подготовки товаров.

3. Продавец обязан предоставить потребителю информацию о том, что товар был в употреблении. Информация должна содержать сведения о состоянии товара, имеющихся в нем недостатках, проведенных в отношении товара санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках (для технически сложных товаров), назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей.

4. Если товар имеет недостаток, то продавец обязан не только устно, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом) предупредить покупателя об имеющихся в товаре недостатках. Кроме того, на ярлыке товара указываются сведения, характеризующие состояние бывшего в употреблении товара.

5. При передаче технически сложных бытовых товаров, бывших в употреблении, покупателю одновременно передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.

6. Особо следует обратить внимание на тот момент, что если покупателю была предоставлена информация об имеющемся в товаре недостатке, то покупатель не вправе предъявлять продавцу требования предусмотренные ст. 18 Закона в отношении этих недостатков.

Если необходимая и достоверная информация о товаре (его недостатках, о возможных целях его использования и т.д.) своевременно не была предоставлена покупателю, продавец несет ответственность за продажу некачественного товара в соответствии со ст. 18 Закона. При этом требования об устранении недостатков или о замене товара могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

Внесены дополнения в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Так, в п. 11 Перечня внесено — бытовое газовое оборудование и устройства. Перечень дополнен новым п. 14, в него включены непериодические издания (книги, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклет, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Теперь остановимся на некоторых положениях других разделов Правил. В разделе Особенности продажи непериодических изданий внимание следует обратить на продажу изданий, воспроизведенных на технических носителях информации.

1. При проведении предпродажной подготовки у изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, продавец должен дополнительно проверить целостность упаковки каждой единицы товара и наличие фирменного знака издателя (изготовителя).

2. Вместо ценников, оформленных в соответствии с требованиями п. 19 Правил, допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания.

3. Покупателю должна быть предоставлена возможность беспрепятственного ознакомления с содержанием предлагаемых к продаже непериодических изданий и проверки качества оплаченных товаров. Для этой цели при продаже изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, продавец обязан иметь соответствующую аудио-, видео- или компьютерную аппаратуру.

Особенности продажи мебели

1. Продавец обязан осуществлять предпродажную подготовку мебели, включающую в себя проверку комплектности, наличия необходимых для сборки деталей, схем сборки мебели (если мебель является разборной), а также проверку наличия всех предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели.

2. При продаже мебели покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.

3. Сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не установлено договором.   

 

 
 
 

Свежий номер

№4–2024

Опрос

Обратная связь

 

Издательство СОЛОН-ПРЕСС

 

RB2 Network.
 
Rambler's Top100

© Издательство «Ремонт и Сервис 21», 1998-2007. Все права защищены.
Воспроизведение материалов сайта, журналов «Ремонт & Сервис», «Покупаем от А до Я» и справочника «Ремонт и сервис электронной техники» в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения издательства «Ремонт и Сервис 21».

 
RB2 Network.