| Потребитель или предприниматель: кто выигрывает?Каждый из нас потребитель, а всех нас вместе и каждого порознь должен надежно защищать Закон о защите прав потребителей. Эта истина сегодня ясна всем. Однако почему же число судебных исков по потребительскому законодательству столь велико (по России уже многие миллионы в год!) и постоянно растет? В чем причина этого явления и кто виноват? Предприниматель ли, который не хочет удовлетворить права потребителя на гарантийный ремонт, обмен, возврат товара в случае обнаружения в нем неисправностей? Почему же магазин или мастерская готовы биться с потребителем до последнего, хотя их шанс выиграть дело в суде невысок? Говоря языком исследователя проблемы, здесь что-то не так, что-то не стыкуется. Опытный мастер, который хочет найти причину плохо сделанной вещи, всегда обратит внимание на качество инструмента, который всегда должен быть исправным.
В связи с этим хочется проверить и наш сверхсложный и тонкий инструмент- Закон о защите прав потребителя. Нет ли в нем изъянов, приводящих к проблемам взаимоотношений между магазином и покупателем, которые они согласны решать только в суде? Покажем это на примерах. Начнем с желания приобрести, например, электробытовой прибор. Кстати, одного этого желания достаточно, чтобы, согласно Закону быть признанным потребителем со всеми относящимися к нему правами. А прав у потребителя хватает. Прежде всего, покупателю нужна полная информация о приобретаемом приборе. Именно полная и достоверная информация. Потребитель желает знать о приборе буквально все: где изготовлен, по чьей документации, какие материалы применены, какие функции он выполняет, каковы отличия его от аналогов и т. д. Времени и терпения у покупателя на все вопросы достаточно, и Закон его в этом защищает. И если продавец не в состоянии ответить на все его вопросы это его проблема! Пусть едет на завод-изготовитель, ищет информацию или нанимает штат специалистов-консультантов по каждому прибору! За свой счет, разумеется.
Таков первый вывод, который может сделать для себя любой потребитель, опираясь на Закон: не успев приобрести товар, потребитель уже может претендовать на ущемление законных прав со стороны продавца. Однако проблема предоставления потребителю полной и достоверной информации может возникнуть вновь при получении на руки инструкции по эксплуатации прибора и в последующих объяснениях и ответах на вопросы покупателей продавцов и специалистов сервисной мастерской. Закон предъявляет к информации те же требования быть полной и достоверной. Хочется сказать: Закон хоть и строг, но справедлив, если бы не житейский вопрос: кто платит? Кто заплатит за обучение консультантов-профессионалов, кто оплатит подробнейшие (возможно, многотомные) инструкции по эксплуатации с массой полезной и, возможно, не всегда нужной для потребителя информацией, видеофильмы, объясняющие в подробностях свойства приборов и т. п. ? Ответ прост: все затраты по подготовке информации для потребителя придется включить в стоимость товара, что приведет прежде всего к его же ущербу. Вот что означает на практике строгое требование Закона о необходимости предоставления полной информации о товаре. Выигрывает в конечном счете, возможно, только покупатель-экстремист, да и то в исключительных ситуациях.
Продолжим рассматривать положения Закона на примерах. Предположим, прибор куплен, а вместе с ним приобретается поле деятельности по выявлению нарушений законных прав потребителя со стороны всех участников сделки: производства, торговли и сервиса. Каждого потребителя волнует, будет ли работать прибор исправно и сможет ли он быть отремонтирован в сервисной мастерской бесплатно в указанный гарантийный срок, можно ли его будет обменять на новый или же возвратить обратно в магазин в особых случаях? То есть он беспокоится, в первую очередь, о качестве купленного прибора и предоставляемых условиях при обнаружении в нем недостатков. Тут-то и начинается самое интересное с точки зрения Закона о защите прав потребителей. Причин, по которым огромное количество проданных приборов вдруг перестает функционировать, много, и эти причины в общем-то не совсем неожиданны. Согласно теории надежности машин и механизмов, нет и не может быть абсолютно надежных систем. Согласно не только теории, но и практике, изготовитель в принципе не может гарантировать 100%-ную надежную работу прибора на весь срок его эксплуатации. Поэтому и устанавливается производителем гарантийный срок, в течение которого производитель несет ответственность за исправность прибора, именно этот период охватывает наибольший процент выхода приборов из строя. В течение гарантийного срока производитель принимает на себя ответственность за все недостатки, обнаруженные в товаре. Согласно же Закону ответственность производителя, за исключением некоторых случаев, не ограничивается безвозмездным устранением недостатков в приборе, даже несмотря на то, что для устранения некоторых из них требуется лишь минутная работа мастера в сервисной мастерской. Тем не менее, независимо от сложности обнаруженного недостатка, Закон предоставляет потребителю право требовать по своему выбору обмен или возврат товара обратно в магазин, в том числе и того, который уже хорошо потрудился у потребителя!
Выигрывает ли потребитель от таких суровых мер по отношению к производителю и продавцу? Во всяком случае, законодатель, работая над текстом ст. ¤18 Закона, стремился сделать как лучше. Однако на практике картина скорее обратна той, которую мы бы наблюдали в нормальных рыночных условиях. Вместо того, чтобы увеличивать гарантийный срок, что диктуется конкурентной борьбой, фирмы-производители его сокращают или разбивают на две составляющие: на полноценный гарантийный срок и период бесплатного ремонта. Более того, фирмы-продавцы товаров отказываются предоставлять потребителю собственную дополнительную гарантию, чтобы исключить риск возможного возврата товара в конце гарантийного срока (это очень актуально на сегодняшний день!). Нет необходимости говорить о том, кто же выигрывает от таких строгостей в Законе потребитель или предприниматель: и тот, и другой проигрывают. Кроме того, создается благоприятная почва для потребителя в предъявлении и обосновании требований, которые получили повсеместное название потребительского экстремизма. Примеров такого использования требований Закона в практике любого предпринимателя предостаточно.
Теперь перейдем к проблемам, связанным с особым видом недостатков в товаре. По тексту преамбулы к Закону недостатки, которые могут быть обнаружены в приборе, подразделяются на простые и существенные. Однако отличить их на практике не просто. И убедиться в этом легко, если достаточно внимательно прочитать формулировки. Предприниматели могут подтвердить, что не всякая экспертиза сможет доказать наличие в товаре простого недостатка, и наоборот не редко эксперт доказывает наличие в товаре существенного недостатка, а он легко устраняется в мастерской без ремонта (например, с помощью простой настройки или замены предохранителя). Можно было бы и не обсуждать этот парадокс, если бы не связь понятия существенный недостаток со сроком службы товара. В течение всего срока службы потребителю предоставляется право при наличии в приборе существенного недостатка, производить бесплатный ремонт, а при его невыполнении в установленные сроки предъявить производителю любое из максимальных требований обмен или возврат товара. Таким образом, речь идет фактически о гарантии на весь срок службы товара! Конечно, доказательство наличия недостатков потребует от потребителя немалых затрат, однако все они будут покрыты, если дело будет доведено до суда и суд примет его сторону, а не сторону производителя, который выступает в качестве ответчика. Однако далеко не во всех случаях взыскание с производителя будет делом простым. Если же претензия будет доказана, фирме-продавцу будет нанесен весьма чувствительный удар. В целях снижения этих рисков многие небольшие фирмы-продавцы прибегают к таким уловкам как закрытие своих предприятий и возрождение под другим именем. Трудно в этом случае доказать, что эта строгость, заключенная в Законе, помогает потребителю и стимулирует добросовестное исполнение обязанностей фирм-продавцов по отношению к покупателям. Со своей стороны производитель продукции, не желая рисковать, вынужденно идет на сокращение срока службы прибора. Уже имеются случаи, когда производитель устанавливает срок службы прибора, равный гарантийному сроку! Понятно, что из-за этого противоборства между продавцом (производителем) и потребителем-экстремистом, массовый потребитель только проигрывает.
Кроме того, срок службы оказывается увязанным с проблемой безопасности товаров. Такая связь представляется вполне логичной и обоснованной для особой категории товаров, так как по истечении определенного периода эксплуатации этих товаров возникает опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя. Однако в эту группу зачислено огромное количество товаров массового использования в быту (холодильники, бытовые швейные машины, стиральные машины и т. д. ), по истечении срока службы которых не возникает угрозы для здоровья. Согласно закону, эти товары автоматически попадают в группу опасных, как только будет завершен срок службы. Разумеется, здесь не идет речь о реальной опасности пользования, например, швейной машиной, отработавшей в домашних условиях 10 лет. Проблема возникла только из-за того, что швейная машина была формально отнесена в категорию товаров, которые представляют опасность. Покажем, каким образом эти сложности отражаются на потребителе. Производитель, установив срок службы на товар, должен предупредить о грозящей опасности и предложить покупателю по истечении срока службы, например, в обязательном порядке доставить товар в сервисный центр для проведения профилактического осмотра. Такое предложение означает навязывание потребителю дополнительной и зачастую дорогостоящей услуги. При этом реальной защиты потребителя от опасности здесь не может быть.
Рассмотрим еще одну проблему, которую можно обозначить примерно так: отсутствие географической зоны гарантийной и послегарантийной ответственности" продавца перед покупателем. Речь идет лишь о тех случаях, когда магазин находится, например, в Москве, а покупатель живет и использует прибор за тысячи километров от Москвы. В случае обнаружения потребителем недостатков в купленном приборе, потребитель может воспользоваться правом, предоставляемым им Законом, включая обмен и возврат товара продавцу. Однако, каким образом продавцу удостовериться, что потребитель, находящийся за многие тысячи километров, действительно обнаружил недостаток, а не допустил ошибку при эксплуатации прибора? За чей счет в таких случаях провести экспертизу, доставить прибор в Москву для замены, а также его возвратить? Можно утверждать, что при обнаружении недостатков в товаре фирма-продавец получит мощный финансовый удар, а если будет доказана вина покупателя затраты покроет он. Угроза подобных жалоб будет постоянно довлеть над фирмой, продавшей товар иногороднему покупателю, в течение всего периода службы товара. Понятно, что разорение некрупных фирм из-за таких случаев не заставит себя ждать, а значит все это не будет стимулировать развитие нормальной торговли, а будет приводить к поискам вариантов ухода от ответственности перед покупателем, т. е. недоработки в Законе снова ложатся на плечи массового покупателя.
В приведенных примерах проблемы применения Закона о защите прав потребителей обозначены, исходя из практики продажи товаров и выполнения сервисных услуг в сфере бытовых приборов. Они показывают, что благие намерения, заложенные в законодательстве, не всегда работают во благо потребителя. Упомянутые проблемы следует обсуждать с участием законодателей, предпринимателей, государственных и общественных организаций, работающих в области защиты прав потребителей, и, конечно же, самих потребителей.
Разъяснения О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации О защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. №2 ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей и Kодекс РСФСР об административных правонарушениях) Информация об изготовителе (продавце, исполнителе), о товарах (работах, услугах) (статьи 8 и 10 Закона О защите прав потребителей)
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона О защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке.
Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Таким образом, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т. е. недостоверной или недостаточно полной информации, и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 12 Закона О защите прав потребителей.
Закон О защите прав потребителей не предусматривает обязательность заверения достоверности перевода информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах) на русский язык. Продавец по своему усмотрению вправе заверить верность перевода. Согласно статье 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате верность перевода с одного языка на другой свидетельствует нотариус, если он владеет соответствующими языками.
В статье 10 Закона О защите прав потребителей определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до потребителя. При этом Закон О защите прав потребителей не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения.
Перечень информации о товаре (работе, услуге) и способы ее доведения могут определяться законами, а также иными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации). В частности, перечень и способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством Российской Федерации на основании статей 26, 38 Закона О защите прав потребителей.
Требования к маркировке товара: месту ее нанесения (непосредственно на товаре, на ярлыках, этикетках, таре и т. п.), ее содержанию, устанавливаются государственными стандартами. Указанные требования государственных стандартов в силу пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации О стандартизации являются обязательными для соблюдения изготовителями товаров.
В тех случаях, когда указанными выше документами способ доведения информации до потребителя не определен, предусмотренная статьей 10 Закона О защите прав потребителей информация должна доводиться до потребителя способами, обычно применяемыми в розничной торговле, в наглядной и доступной форме.
Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 10 Закона О защите прав потребителей в отношении товаров (работ), подлежащих обязательной сертификации, продавец (исполнитель) обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию об их сертификации. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. №5151-1 О сертификации продукции и услуг порядок проведения обязательной сертификации товаров, включая порядок выдачи сертификата соответствия, устанавливается федеральным органом по сертификации. Документом, подтверждающим проведение обязательной сертификации, в соответствии с указанным Законом является сертификат соответствия. | |