| Об изменениях и дополнениях в Законе РФ "О защите прав потребителей" и части второй Гражданского кодекса РФВ настоящее время в Государственной думе РФ разрабатывается законопроект, предметом которого является внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее Закон) и в Гражданский кодекс Российской Федерации.
В основном изменения и дополнения, вносимые в Закон, направлены на усиление гарантий реализации прав потребителей, предоставленных действующим Законом. Вместе с тем, законодатель, признавая необходимость устранения административных барьеров доступа на рынок, упорядочения государственного контроля и надзора предпринимательской деятельности и закрепляя это в законодательстве, обращает внимание на необходимость обеспечить разумный баланс между интересами потребителей и предпринимателей.
Остановимся на наиболее интересных и сложных для применения положениях будущих изменений и дополнений в Закон "О защите прав потребителей" и дадим свои комментарии.
Дополнительно к Преамбуле |
|
Вносимые изменения |
Комментарии |
Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация, ответственная перед потребителем за ненадлежащее качество товара (далее - уполномоченная организация), - организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным, или выполняющая соответствующие функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей по поводу качества товара;Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществившие ввоз на территорию Российской Федерации товаров, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, для их последующей реализации и ответственные перед потребителем за ненадлежащее качество импортного товара в случае отсутствия на территории Российской Федерации уполномоченной иностранным изготовителем организации |
Данная норма является новацией с точки зрения закрепления понятия уполномоченной изготовителем (продавцом) организации, ответственной перед потребителем за ненадлежащее качество товара и установления ответственности импортера. По мнению разработчиков данного законопроекта, необходимость установления ответственности импортера вызвана тем, что в настоящее время не все иностранные изготовители имеют на территории Российской Федерации организации, уполномоченные нести ответственность перед потребителем за ненадлежащее качество товара. И так как на иностранного изготовителя, не осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации, законодательство Российской Федерации не распространяется, потребитель зачастую оказывается в ситуации, когда он лишен возможности реализовать права, предоставленные ему законодательством о защите прав потребителей.Однако трудно представить, каким образом на практике будет отвечать перед потребителем импортер. Как в цепочке фирм, осуществляющих поставку товара в Россию (а порой эта цепочка довольно велика) вычленить ту, которая должна отвечать перед потребителем за некачественный товар? И кого считать импортером: фирму, осуществившую ввоз товара на территорию РФ, т.е. непосредственно растаможившую этот товар, а потом перепродавшую оптовому покупателю, или компанию, являющуюся одновременно и поставщиком, и продавцом? При этом представляется неправомерным возложение дополнительной ответственности на организацию, специализирующуюся только на перевозках товара. Даже при отсутствии в России представительства иностранного изготовителя или уполномоченной им организацией, всегда есть продавец, отвечающий перед потребителем за некачественный товар в соответствии с действующим на данный момент законодательством о защите прав потребителей.Что касается введения нового понятия - "уполномоченная изготовителем (продавцом) организация, ответственная перед потребителем за ненадлежащее качество товара" и закрепление в Законе его определения, то это не является новацией. В действующей редакции Закона используется термин "организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним". Длительная практика применения данного термина позволяет сделать вывод о том, что он вполне работоспособен и не нуждается в дополнительном разъяснении. Кроме того, новое изложение этого понятия не внесло ничего нового в его содержательную часть.Кроме того, предложенное определение нового понятия представляется не вполне удачным. Сам по себе факт создания изготовителем либо продавцом другой организации не может являться самостоятельным основанием для наделения ее функциями принятия и удовлетворения требований потребителей. Такое полномочие может вытекать только из договора между двумя самостоятельными организациями ? продавцом (изготовителем) и уполномоченной организацией |
Редакция абзаца 8 п.1 ст.18 |
|
Слова "в абзацах четвертом и пятом" заменить словами "в абзацах четвертом, пятом и шестом" |
Долгожданное изменение - в целях обеспечения разумного баланса между интересами потребителей и предпринимателей, проектом ограничивается право потребителей на расторжение договора при выявлении в технически сложном или дорогостоящем товаре недостатков. Если согласно действующему Закону потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи при выявлении любого недостатка в указанном товаре, то в соответствии с Проектом - только при выявлении существенного недостатка.Введение такого ограничения вызвано тем, что на практике требование потребителя о расторжении договора купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара при наличии недостатков, не являющихся существенными, как правило, несоразмерно нарушению права потребителя на качество товара. При наличии в товаре недостатков, не являющихся существенными, продавцы товаров в результате удовлетворения указанного требования потребителя несут значительные убытки. В связи с этим, предоставление потребителю права на расторжение договора купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара при наличии недостатков, не являющихся существенными, не соответствует последствиям нарушенного обязательства.Однако новый законопроект так и не снял проблемы определения критериев дорогостоящего товара. В действующем Законе содержится лишь термин "технически сложный и дорогостоящий товар". При этом перечень технически сложных товаров утвержден Правительством РФ, однако ни перечня дорогостоящих товаров, ни каких-либо критериев отнесения товаров к этой категории не установлено. Уже давно предлагалось дополнить установить критерии отнесения товара к категории дорогостоящих. В частности, возможно установить, что товар является дорогостоящим, если его цена превышает определенное количество МРОТ |
Редакция п.1 ст.20 |
|
1. Если срок устранения недостатков, обнаруженных в товаре, не определен соглашением сторон в письменной форме, они должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или импортером) незамедлительно |
Это одна из самых болезненных норм Закона. И, несмотря на обоснованные возражения со стороны предпринимателей, ст.20 по своему содержанию осталась неизменной (хотя стилистически существенно видоизменилась). И видимо новая редакция закона по-прежнему не будет содержать даже расшифровки понятия "незамедлительно".Однако МАП РФ в своих официальных разъяснениях указывает, что изготовитель (продавец, организация, выполняющая его функции) после обращения потребителя с требованием об устранении недостатков должны незамедлительно приступить к устранению выявленного недостатка. И поскольку Законом не установлен конкретный срок, в течение которого недостаток должен быть устранен, то изготовитель (продавец) или организация, выполняющая его функции, при выполнении работ по устранению недостатков в товаре должны придерживаться разумных сроков (с учетом особенностей технологического процесса и сроков выполнения ремонта, установленных в стандартах и других правовых актах). В настоящее время было бы целесообразно придать данных разъяснениям юридическую силу, закрепив их в нормах Закона.Правда, до изменения сложившейся ситуации можно лишь настоятельно рекомендовать сервисным организациям включить в свой документооборот соглашение сторон, в котором бы содержалась информация о сроках предстоящего ремонта. Причем в данном случае эти сроки могут быть любой продолжительности, главное, чтобы потребитель подписал такое соглашение. При этом соглашение не обязательно должно быть в виде отдельного правового документа. Это может быть строка в квитанции о принятии товара в ремонт, отрывной купон от гарантийного талона и т.д. Главное, чтобы такой документ содержал подписи обеих сторон и был составлен в двух экземплярах |
Абзац 2 п.2 ст.21 |
|
После слова "потребителю" дополнить словами "если иное не предусмотрено договором" |
В соответствии с п.2 ст.21 действующего Закона товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.Новая редакция предполагает изменять данное положение по соглашению сторон. Однако, опять же, с учетом того, что договоры купли-продажи в большинстве своем заключаются в устной форме, это представляется затруднительным |
Новая ст.26.1 |
|
Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товаров1. Продажа товара может быть осуществлена по договору, заключенному на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотографиях, по радио, телевидению или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора (дистанционный способ продажи товаров).2. Потребителю до заключения договора должны быть предоставлены информация, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, сведения о порядке и цене доставки товара, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора и его цене.3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона.4. Потребитель вправе отказаться от товара до его передачи потребителю, а после передачи товара - в течение десяти дней.Потребитель не вправе отказаться от товара, который изготовлен по его заказу в целях исключительно индивидуального пользования, а также от товаров, не подлежащих возврату, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить потребителю средства, уплаченные потребителем по договору, за исключением расходов, понесенных продавцом по доставке от потребителя возвращенного товара, не позднее десяти дней со дня предъявления потребителем требования о расторжении договора.5. Перечень товаров, не подлежащих продаже дистанционным способом, утверждается Правительством Российской Федерации |
В Проект включены положения, обеспечивающие защиту прав потребителей при осуществлении продажи товаров дистанционным способом, то есть в случаях, когда потребитель заключает договоры на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным в фотографиях, по радио, по телевидению, через Интернет или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром, либо образцом товара. Проектом установлены дополнительные гарантии соблюдения прав потребителей при осуществлении таких продаж ? право потребителя на отказ от товара до его передачи потребителю, а также после его передачи - в течение десяти дней, специальные требования к информации о товаре и способу ее предоставления и др.\По мнению законодателя, включенные в Проект положения, касающиеся дистанционного способа продаж, корреспондируется с нормами действующего европейского законодательства. Несмотря на это, такой детальной регламентации дистанционного способа продажи товаров не требуется. В настоящее время действуют Правила продажи товаров по образцам, в соответствии с которыми договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров. Указанные Правила в полной мере распространяются и на продажу товаров через Интернет. Таким образом, данный вопрос очень подробно регулируется уже действующим законодательством и в каких-либо изменениях и дополнениях нет необходимости.Однако законодатель, внося изменения и в ст. 497 ГК (исключаются слова "по описаниям, каталогам и т.п.), отграничивает дистанционную продажу от продажи по образцам.Такое разграничение вызывает сомнения, поскольку как продажа по образцам, так и дистанционная продажа характеризуются главным признаком, позволяющим их отграничить от других способов продажи товаров, - потребитель не имеет возможности обследовать непосредственно ту вещь, которую он намерен купить. Исходя из этого признака, и должно устанавливаться единое регулирование такого способа продажи, как продажа по образцам (описаниям, каталогам и т.п.).Кроме того, в новой статье 26.1 вводятся дополнительные требования к дистанционному способу продажи, в первую очередь, право потребителя отказаться от товара в течение 10 дней с момента его продажи. При этом, очевидно, данное право распространяется и на покупателя, приобретающего дистанционным способом сложные или дорогостоящие товары, в то время как этим же проектом ограничено право потребителя расторгнуть договор покупки таких товаров в случае обнаружения в них недостатков, если только эти недостатки не являются существенными. Такой различный подход в регулировании отношений, связанных с одной и той же категорией товаров, представляется нелогичным, а также значительно ущемляет права продавцов и в дальнейшем может привести к росту потребительского экстремизма |
Статья |
Вносимые изменения |
Комментарии |
Дополнительно к п.6 ст.5 |
6. Изготовитель вправе принять на себя обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).Содержание дополнительного обязательства, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем |
Проектом предоставляется право продавцам и изготовителям устанавливать дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем. При этом содержание дополнительного обязательства, срок его действия, порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству, согласно Проекту, определяется продавцом в договоре с потребителем, изготовителем - самостоятельно.Можно сказать, что здесь видится возврат к нормам Закона, действовавшим до изменений, внесенных в 1999 г. - содержание обязательств в течение дополнительного гарантийного срока, устанавливаемого продавцом, определялось самим продавцом.В предлагаемой редакции вызывает вопрос порядок заключения договора между потребителем и продавцом в отношении содержания дополнительных обязательств. Большинство договоров розничной купли-продажи (а в отношении бытовой техники - практически все) заключаются в устной форме. То есть данный вопрос придется оговаривать в специальном соглашении, который должен оформляться и подписываться сторонами при покупке товара. Это представляется крайне затруднительным, так как потребует больших временных затрат.Можно предложить закрепить содержание дополнительных обязательств на отрывных купонах или отдельных листовках с печатью продавца, на которых будет подписываться и потребитель (по аналогии с кассовыми чеками, на которых потребитель ставит отметку, что к внешнему виду товара претензий не имеет). Причем лучше, если один экземпляр такого купона (листовки) останется у продавца, а один будет выдан потребителю на руки. Однако, в случае, если потребитель не сохранит свой экземпляр, факт его ознакомления с содержанием дополнительных обязательств продавца может быть подтвержден его подписью на экземпляре продавца.Немного запутанно, но эффективно |
Редакция п.7 ст.5 |
7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.Продавец вправе принять на себя обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).Содержание дополнительного обязательства продавца, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом |
|
Дополнительно п.8 ст.5 |
8. К ответственности изготовителя или продавца за недостатки, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, применяются правила абзаца второго пункта 6 статьи 18 настоящего Закона, а после окончания срока действия дополнительного обязательства - правила пункта 5 статьи 19 настоящего Закона |
| | |