О проверках хозяйствующих субъектов общественными объединениями потребителейВ практике многих торговых организаций и других хозяйствующих субъектов возникают вопросы о полномочиях общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей. После внесения в 2004 году в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей (далее Закон) изменений и дополнений Федеральным законом от 21.12.2004 № 171-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей и о признании утратившим силу п. 28 ст. 1 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей (данный федеральный закон в целом вступил в силу с 09.01.2005) данные вопросы стали более актуальными.
Согласно Закону общественные объединения потребителей, а также ассоциации и союзы этих общественных объединений (далее Общественные объединения потребителей), осуществляют общественную защиту прав потребителей и общественный контроль за соблюдением прав потребителей.
Объектами проверок Общественных объединений потребителей может являться деятельность любых из перечисленных субъектов продавцов товаров (розничных продавцов товаров), изготовителей товаров, импортеров товаров, уполномоченных изготовителем (продавцом) организаций или уполномоченных изготовителем (продавцом) индивидуальных предпринимателей, исполнителей услуг (работ). Определения понятий указанных субъектов содержится в преамбуле Закона РФ О защите прав потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ Об общественных объединениях Общественные объединения потребителей могут создаваться в следующих организационно-правовых формах общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, а объединения самих Общественных объединений потребителей могут создаваться в форме ассоциации или союза (ст. 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее ГК РФ).
Общественные объединения потребителей являются некоммерческими организациями и обычно имеют статус юридического лица. В учредительных документах Общественных объединений потребителей, являющихся юридическими лицами, должны быть определены соответствующие предмет и цели их деятельности (ст. 52 ГК РФ).
Права Общественных объединений потребителей (в том числе их ассоциаций и союзов) в сфере общественной защиты прав потребителей и общественного контроля за соблюдением прав потребителей определены ст. 45 и 46 Закона.
Приведем ст. 45 Закона.
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Целесообразно остановиться на полномочиях Общественных объединений потребителей, реализуемых ими наиболее часто.
Имеют место случаи, когда Общественные объединения потребителей, приходя на проверку, проверяют у хозяйствующего субъекта что называется все что возможно.
Однако, учитывая положения ст. 45 Закона, следует иметь в виду, что Общественные объединения потребителей вправе осуществлять общественные проверки на предмет соблюдения только законодательства о защите прав потребителей, в том числе прав отдельных потребителей, а также соблюдения правил торговли, которые в настоящее время могут устанавливаться органами местного самоуправления (например, в Москве правила торговли могут устанавливаться муниципальными собраниями, муниципалитетами и другими органами местного самоуправления, образуемыми в соответствии с Уставом соответствующего муниципального образования г. Москвы.
Применительно к магазинам и другим торговым объектам, реализующим технически сложные товары (или в том числе технически сложные товары), в настоящее время документами действующего законодательства о защите прав потребителей являются:
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ О защите прав потребителей;
постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации;
постановление Правительства РФ от 13.05.1997 № 575 Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков;
постановление Правительства РФ от 09.09.1993 № 895 Об утверждении правил продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит;
постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 Об утверждении правил продажи товаров по образцам;
постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами.
Применительно к сервисным центрам документами действующего законодательства о защите прав потребителей в настоящее время являются:
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ О защите прав потребителей;
постановление Правительства РФ от 13.05.1997 № 575 Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков;
постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации.
На практике Общественные объединения потребителей зачастую при проверках требуют от хозяйствующих субъектов предоставления информации и документов, которые не относятся и не могут относиться к предмету проводимых ими проверок.
При любых проверках хозяйствующих субъектов (в том числе выездных) Общественные объединения потребителей не вправе требовать предоставления документов и информации, не относящихся к сфере их общественного контроля, в том числе следующие документы:
медицинские книжки на работников проверяемого хозяйствующего субъекта;
документы о прохождении работниками проверяемого хозяйствующего субъекта какого-либо обучения;
документы работников проверяемого хозяйствующего субъекта об образовании;
трудовые договоры с работниками или гражданско-правовые договоры с работниками (договоры подряда и т.п.);
документы, удостоверяющие личность сотрудников проверяемого хозяйствующего субъекта (паспорта, свидетельства о регистрации по месту пребывания и иные);
документы, удостоверяющие личность проверяемого индивидуального предпринимателя;
документы, подтверждающие правомерность занятия проверяемым хозяйствующим субъектом помещения (договор аренды, свидетельства о праве собственности и т.д.);
регистрационные документы проверяемого хозяйствующего субъекта (свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учет, устав, учредительный договор, протокол или решение о создании юридического лица);
документы, подтверждающие правомерность владения и распоряжения реализуемым товаром или запасными частями;
товарные накладные и счета-фактуры на товар или запасные части;
документы по рекламе (рекламные паспорта и свидетельства);
договоры об оказании коммунальных услуг, о вывозе мусора, об охране помещения;
документы по контрольно-кассовым машинам;
документацию по электроснабжению.
Общественные объединения потребителей не вправе требовать предоставления указанных выше документов и информации даже в том случае, если в формулярах актов проверки от Общественных объединений потребителей имеются соответствующие графы, разделы и пункты (зачастую обязательное предоставление указанных выше документов предусмотрено формами актов проверок Общественными объединениями потребителей).
Подписание актов проверок Общественных объединений потребителей, равно как и дача объяснений по выявленным нарушениям законодательства, является правом, а не обязанностью сотрудников проверяемого или проверенного хозяйствующего субъекта.
Общественные объединения потребителей должны проводить проверки по вопросам своей компетенции во время работы проверяемого хозяйствующего субъекта согласно режиму работы, указанному на его вывеске (ст. 9 Закона).
У работников Общественных объединений потребителей могут быть соответствующие служебные удостоверения, подтверждающие их правовой статус. При наличии удостоверений работники Общественных объединений потребителей вправе их предъявлять работникам проверяемой организации (индивидуального предпринимателя).
Возникают вопросы и о правомерности наложения Общественными объединениями потребителей на проверяемых лиц штрафов и других взысканий.
Поскольку Общественные объединения потребителей не являются органами государственной власти или органами местного самоуправления и не обладают их полномочиями, то они, соответственно, не имеют полномочий по наложению на проверяемые хозяйствующие субъекты и их сотрудников каких-либо штрафов или других взысканий, а также выдачу им каких-либо предписаний.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что согласно ст. 46 Закона (в редакции Федерального закона от 21.12.2004 № 171-ФЗ) в случае предъявления Общественным объединением потребителей иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей и удовлетворения такого иска судом, суд принимает решение о возмещении Общественному объединению потребителей всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам.
Поэтому после проведения проверок и обнаружения нарушений Общественные объединения потребителей могут предлагать возместить реально понесенные ими расходы, связанные с проведением ими проверки, в результате которой были установлены нарушения прав неопределенного круга потребителей.
Вопросы информирования общественности Общественными объединениями потребителей по вопросам защиты прав потребителей теперь прямо урегулированы ст. 45 Закона (в редакции Федерального закона от 21.12.2004 № 171-ФЗ).
Так, Общественные объединения потребителей в данной области, в частности, вправе распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. При этом публикуемые Общественными объединениями потребителей результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) рекламой в любом случае не являются |